Реконструкция исторических зданий: обновление заброшенного завода

Особенности реконструкции уникальных объектов: в чем ее сложность

Реконструкция уникальных объектов по своей сложности значительно отличается от проведения обычных работ в данном направлении. Тут требуется широкий диапазон мероприятий, суть которых напрямую зависит от специфики сооружения.

Если уникальность объекта заключается в его сложных технических характеристиках – это одно, а когда здание представляет собой исторический памятник – совершенно другое. Однако в каждом из этих случаев приходится решать массу достаточно сложных вопросов.

Понятие реконструкции

Под реконструкцией понимают радикальную перестройку и переделку здания с целью его усовершенствования. Реконструкция обычно подразумевает весьма обширный масштаб работ: от замены всех покрытий полов и перекрытий крыши, гидроизоляции всех помещений (включая подвальные) и стен до чистовой отделки комнат и ремонта фасада дома.

У большинства строительных компаний в перечень услуг по реконструкции объектов входят пристройка к зданию небольших помещений и жилых мансард, внутренняя отделка комнат (если они были сильно разрушены).

По мере того, как строительные работы подходят к концу, облик здания зачастую сильно меняется, причём изменения охватывают даже основные конструкции. У дома могут «вырасти» новые этажи, мансарды, различные пристройки.

Прилегающая территория тоже может быть затронута реконструкцией. Когда её необходимо благоустроить, под эту цель разрабатывается специальный план, где подробно прописаны все типы покрытий и расстояния.

Понятие реконструкции

В случаях, когда здание нуждается в полной перестройке, специалисты заменяют инженерные системы и несущие конструкции. На подобные работы, особенно если речь идёт о реконструкции уникальных объектов, нужно получить специальное разрешение от арендатора или заказчика. Данный документ подтверждает право строительной фирмы проводить реконструкцию конкретного здания и состоит из проектной документации и приложения со всеми условиями перестройки.

Чтобы успешно получить разрешение на реконструкцию и в дальнейшем не столкнуться с необходимостью останавливать стройку, ожидая дополнительных разрешений, всё должно быть продумано и подготовлено заранее: подробный проект во всех деталях, первичный план, список вопросов и вероятных проблем.

Кроме полной, существует также частичная реконструкция объектов. Иногда нежилую недвижимость реконструируют, чтобы превратить её в жилую или открыть в здании офисы. В других случаях, наоборот, жилой фонд переводят в нежилой. Популярен такой тип реконструкции, как комплексное изменение здания с прокладкой (заменой) инженерных систем и коммуникаций. В этом случае обязательно разрабатывается проект реконструкции объекта.

Промышленные здания и сооружения можно реконструировать одним из двух способов: либо кардинально преобразовывать помещения, либо просто обновлять техническое оборудование, заменяя устаревшее на новое. В последнем случае суммарные расходы на монтаж и строительство укладываются в 10 % от общей величины всех расходов компании. Полная же реконструкция обходится значительно дороже, ведь заменить предстоит не только техническое оснащение, но и напольные покрытия, отделку стен, потолков и т. п. В некоторых случаях к зданию пристраивают дополнительные корпуса либо этажи или же расширяют существующие корпуса.

Помимо обычных домов и промышленных построек, реконструкции подвергаются уникальные объекты строительства. У реконструкции таких зданий имеется ряд характерных особенностей, о которых следует знать.

Суть реконструкции уникальных объектов

Уникальные объекты, имеющие культурную и историческую ценность, требуют особого подхода при реконструкции. Наряду с объектами, очевидно являющимися уникальными (архитектурными памятниками, историческими сооружениями) к данному типу также относятся постройки особой технической сложности. Как бы то ни было, реконструкцию любого уникального объекта предваряет проведение расчётов и различных экспериментальных исследований, в которых используются физические модели.

Реконструкция магазина – особенности, преимущества, оформление по закону

Уникальными объектами капитального строительства, согласно законодательству РФ, считаются:

  • постройки выше 100 метров;
  • сооружения, уходящие в землю глубже чем на десять метров относительно планировочной отметки;
  • здания с консолью вылетом свыше 20 м;
  • сооружения, имеющие более чем стометровый пролёт;
  • здания, имеющие инженерные решения или конструкции, которые надо рассчитывать по нестандартным методикам или разрабатывать такие методики с нуля (например, если необходимо учесть нелинейные геометрические или физические свойства).

Суть реконструкции уникальных объектов

При капитальном ремонте такого уникального объекта, как историческое здание, строительная компания обязана восстановить все имеющиеся системы и конструкции, чтобы обеспечить им должное техническое состояние, но при этом избежать каких-либо качественных изменений. При реконструкции уникальных объектов упор делается на усиление и восстановление:

  • основания постройки (которое могло износиться, прийти в негодность из-за неблагоприятных воздействий окружающей среды и утратить надёжность);
  • фундамента здания (чтобы укрепить его несущую способность, необходимо заделать повреждения и трещины, устранить расслоение материала);
  • стен (деформации и разрушения устраняются посредством возведения новых поддерживающих конструкций, таких как стальные каркасы, стяжки; поверхности стен гидроизолируются, на них устанавливают современные фасадные системы);
  • перекрытий дома (чтобы перераспределить нагрузку, могут быть возведены дополнительные элементы или изменена общая схема конструкции);
  • кровли (усиливают стропила, а саму кровлю оборудуют системами тепло- и гидроизоляции, вентиляции).
Читайте также:
Предназначение и установка воздушного клапана аэратора для системы канализации

Особенности реконструкции технически сложных сооружений

Реконструкция технически сложных построек открывает простор для применения новейших и наиболее передовых технологий. Их необходимо предусмотреть ещё на этапе проектирования. Присутствие той или иной технологии в проектной документации на реконструкцию уникального объекта свидетельствует о том, что она окончательно сформировалась, совершенствуется и её начали внедрять. Этот вывод подтверждается результатами экспертизы проектной документации.

При выборе методов реконструкции уникального объекта следует учитывать три момента:

  1. Основной критерии оценки вновь созданной технологии – это её широкая применимость (на этапе проектирования в том числе). Обширная область применения означает, что данная технология, как часть всего комплекса реконструкционных работ, будет достаточно эффективной.
  2. От устаревших методов и технологий отказываются, но отказ должен быть обоснован.
  3. Новые технологии внедряются не только при реконструкции, но и при возведении новых домов и сооружений.

Особенности реконструкции технически сложных сооружений

В ходе проектирования устанавливают цели применения тех или иных новых решений: это может быть экономия бюджета или трудовых ресурсов, сокращение сроков производства работ над уникальным объектом капитального строительства, будь то отдельная постройка или целый архитектурный ансамбль.

Эти целевые функции должны быть чётко определены при составлении рабочей документации на реконструкцию уникального объекта. И строительство уникального объекта с нуля, и его реконструкция – задачи весьма масштабные и требующие времени. Во многих случаях такие здания имеют государственное значение. Поэтому их проектирование осуществляется в два шага.

Виды реконструкции зданий и этапы проведения работ

Целевые функции, касающиеся разработки и применения технологических инноваций, обязательно рассматривают дважды: на этапе рабочего проекта и позднее, когда проект уже готов к подаче на экспертизу. Ожидаемые расходы на новые технологии следует учитывать и в утверждающей части проекта, и далее, при составлении подробной сметы на реконструкцию. Удобно это делать в четыре этапа:

Этап I: провести сравнительный анализ нескольких инновационных решений, выбрать среди них самое эффективное.

Этап II: оценить новую технологию на соответствие актуальным СНиПам и ГОСТам, возможность сочетать её с остальными технологиями, которые будет задействованы в ходе работ по реконструкции данного уникального объекта.

Этап III: подсчитать расходы, сравнить выбранную технологию с аналогами.

Этап IV: сделать итоговый выбор в пользу наиболее оптимальной и выгодной технологии реконструкции. Её ценовые показатели затем включают в сметную документацию (в то время как рабочая документация содержит затраты на детали, элементы, узлы и другие технологии реконструкции).

Разработка проекта и этапы реконструкции исторических зданий

Список требований по сохранению или восстановлению отдельных элементов постройки, указания по использованию определённых материалов и технологических решений формируются на стадии проектирования. Главное при реконструкции уникального объекта, призванной сохранить историческое наследие – обеспечить неизменность внешнего облика дома. В некоторых случаях ограничения распространяются также и на элементы интерьера здания: декор во внутренних помещениях, оформление лестницы, холла, галереи и т. п.

Разработка проекта и этапы реконструкции исторических зданий

Обязательным этапом реконструкции исторического объекта является согласование проектной документации. Этим занимаются различные инстанции (точный их список следует искать в местных законодательных актах). В любом случае, проект необходимо согласовать с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). При подготовке проекта основываются на архитектурном анализе, колерном бланке и прочих документах, уже одобренных в этих инстанциях, и на требованиях, выдвинутых ими.

Перед тем как начинать проектировать реконструкцию уникального архитектурного объекта, проводится ряд исследований:

  • Оценивается состояние почв как под самим зданием, так и на окружающей его территории.
  • Обследуется фундамент на предмет его износа и оценки несущей способности.
  • Обследуются несущие конструкции: смогут ли они выдержать нагрузку здания после того, как оно будет реконструировано?
  • Оцениваются возможности прилегающих территорий: можно ли устроить на них парковку для машин, улучшить подъездные пути, наконец, увеличить площадь самого здания?

Реконструкция, приводящая к чересчур большим нагрузкам на почву, требует укрепления несущих конструкций и фундамента (иногда – их замены или восстановления), чтобы была достигнута нужная степень прочности. Для этих работ тоже составляется проектная документация.

Составители проектной документации должны описать все изменения, которые предполагается внести в планировку дома и его конструкцию, внутреннюю отделку; то, как будет благоустроена прилегающая территория и каким образом будут проложены новые коммуникации. При реконструкции уникальных объектов обычно решают следующие прикладные задачи:

  1. Укрепить грунт (если по данным предварительных исследований он недостаточно прочен, чтобы выдерживать вес здания после реконструкции). Это делается посредством изменения конструкции объекта таким образом, чтобы грамотно перераспределить нагрузку; установки свай; использования специальных химических составов.
  2. Укрепить фундамент постройки (если несущая способность прежнего фундамента может оказаться недостаточной). Выбор технологии для каждого уникального здания осуществляется индивидуально.
  3. Реорганизация: перепланировка дома, расширение его площади за счёт пристроек, изменение назначения отдельных помещений и другие меры.
  4. Замена или установка новых инженерных коммуникаций: отопительных систем, систем кондиционирования и безопасности (пожарная сигнализация, видеонаблюдение, и др.), водоснабжения и канализации, электрики.
  5. Ремонт фасада, восстановление утраченного или повреждённого декора, обновление отделки. Не всегда для этого используют те же материалы, что и для старого здания: очень востребованы современные технологии, решения и составы. Нередко целью реконструкции уникальных объектов является восстановление их исходного исторического облика. В этом случае более поздние элементы (добавленные в советский период или в последние пару десятилетий) демонтируются.
Читайте также:
Оборудование для холодной ковки: виды, принцип действия

Ремонт фасада

Результат качественной реконструкции уникального исторического объекта – это отремонтированное, безопасное и функциональное здание, выглядящее так, как это было изначально задумано архитекторами прошлого.

7 самых резонансных реконструкций старинных зданий

Архитекторы предпочитают сохранять исторический облик зданий, обновляя их по аналогии с оригиналом. Но иногда на смену старым постройкам приходят современные дома, не имеющие ничего общего с первоначальным проектом. Хорошо это или плохо — решать вам

Фото: Gabriele Hanke/Global Look Press

Шелкопрядильная фабрика, Спелло

На окраине итальянского города Спелло более 200 лет назад была построена фабрика по производству шелка. В отдельной башне на территории завода занимались сушкой табака, а вокруг комплекса расположился фруктовый сад и семь акров земли, засаженные шелковицей. В 1960-х годах фабрика перестала работать, а в 1997-м здание было повреждено землетрясением и владельцы забросили его окончательно. Участок выкупила Андреа Фалькнер Кампи, теперь на втором этаже фабрики находится квартира ее семьи. В доме одна спальня, много пустого пространства и света благодаря характерным фабричным окнам. На территории отреставрированной фабрики расположилось издательство Feliciano Campi, выпускающее альманах о сельской жизни. Дизайнер Паола Навоне, работавшая по заказу новых владельцев, оформила дом в индустриальном стиле, подчеркнув баланс между эпохами.

Вокзал Кингс-Кросс, Лондон

Проект появился в 1848 году, а в 1852-м вокзал начал работать. Призванный встречать и отправлять поезда, этот вокзал уже не раз был увековечен в истории. Именно отсюда юные волшебники отправляются в школу магии в нескольких частях фильма «Гарри Поттер» (платформа 9¾ всегда полна туристов, которые фотографируются у «той самой» стены). Но даже не эта стилизация стала главной гордостью администрации. Максимальный эффект на посетителей оказывает переплетение элементов разных времен в новых локациях вокзала. Реконструкцию начали в 1988 году: построили новую привокзальную площадь и Западный зал. Последний появился из-за футуристической крыши, сделанной в виде сетки, окутывающей фасад исторических строений. Модернизация проходила под руководством архитектурного бюро Джона МакАслана.

Фото:wikimedia.org

Здание арсенала, Дрезден

Главный арсенал городского гарнизона торжественно открыли в 1877 году, и он существовал до конца Первой мировой войны. Затем арсенал закрыли за ненадобностью, а помещения сдали в аренду под склады и выставки. В 1914 году в доме организовали Королевский музей саксонской армии (позднее — Музей сухопутных войск), который был открыт до 1945 года. После поражения Германии во Второй мировой войне закрыли все военные музеи страны. В здании начали организовывать ярмарки и выставки живописи. С 1972 года здесь вновь заработал Музей вооруженных сил. В ходе реконструкции было решено совместить старое здание 1877 года с футуристической частью по проекту архитектора Даниэля Либескинда. Это конструкция в форме клина, которая будто пронзает музей. По задумке автора проект символизирует контрасты военной истории страны.

Фото:Julie Woodhouse/Global Look Press

Музей Лувр, Париж

Самая неоднозначная реконструкция из нашего списка до сих пор подвергается критике. Мнения разделились: одни были уверены, что историческое здание безнадежно испорчено, другие оценили старания архитектора Бэя Юймина, работавшего над Лувром с 1985 по 1989 год. В качестве прототипа специалист выбрал пирамиду Хеопса, но реализовал задумку в современном формате. Некоторые СМИ называли новую стеклянную пирамиду проделками дьявола, заявляя, что она собрана из 666 частей. На самом деле сегментов в объекте 673 (треугольные и ромбовидные стеклянные вставки). Эстетика — вопрос вкуса, но отрицать практическое влияние конструкции нельзя: она расширила пространство музея, наполнив его светом. Благодаря пирамиде сократилось время ожидания в очереди — она исполняет роль главного входа.

Читайте также:
Проектирование частного дома: разделы инженерно-технической документации

Фото:Julien Mattia/Global Look Press

Часовая башня, Нью-Йорк

Здание общей площадью 7 тыс. кв. м расположено у знаменитого Бруклинского моста. С 1914 года это была фабрика по производству картона, к концу 1970-х годов она уже не работала, а в 1980-м ее выкупил девелопер Two Trees Management. Строение обошлось новым владельцам в $12 млн. В 1990-х годах башню реконструировали, создав 126 элитных квартир. Наверху появился трехэтажный пентхаус, внутри построена винтовая лестница и отдельный лифт. В окнах квартиры работают гигантские часы, роль циферблата для которых исполняют стеклопакеты. Помещение оснащено программой «Умный дом», которая позволяет управлять им из приложения. Пентхаус продается за более чем $35 млн.

Здание было построено в начале XX века и сильно повреждено во время Второй мировой войны. Оно подверглось бомбардировкам, но некоторые постройки на территории станции сохранились. После восстановления завод продолжать снабжать Варшаву электроэнергией до 2001 года, когда его закрыли. В 2017-м архитекторы бюро Войцеховского предложили проект реконструкции. Сейчас старая электростанция постепенно превращается в модный центр с кафе, барами, магазинами, бутиками, офисами и отелями. На территории есть несколько частных квартир. Создатели комплекса Powiśle Power Plant сохранили элементы старинного здания — в некоторых помещениях остались заводские полы и промышленное оборудование, которое теперь играет декоративную роль в интерьере.

Фото:elektrowniapowisle.com

Замок Мадера, Кадис

Строение появилось в IX веке, в старинном городе на юго-западе Испании. К моменту реставрации от него осталась лишь пара стен, намекающих на некогда величественный замок. В 2011 году администрация города решила восстановить последнюю башню, которая в скором времени тоже могла развалиться на части. Задачу поручили архитектору Карлосу Кеведо Рохасу — его проект получил одобрение регионального правительства Андалусии. По словам архитектора, он стремился структурно консолидировать элементы без кардинальной смены изначального объема и текстуры здания. Рохас построил белый параллелепипед внутри оставшихся стен, будто наклеив их как аппликацию. Местные жители заявили, что это издевательство над наследием, а представители профессионального сообщества не только одобрили реализованный проект, но и номинировали его на премию Architizer A+ в области архитектуры и реставрации.

5 преобразований, подаривших заброшенным сооружениям вторую жизнь

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Неординарные преобразования старых домов или инженерных сооружений в нечто особенное и кардинально отличающееся от первоначальной задумки всегда вызывают повышенный интерес. Многим из нас интересно увидеть, как менялся облик здания, узнать его историю, особенно если нынешнее состояние явно отличается от прежнего вида или функциональности. И это неспроста, ведь зачастую благодаря креативным трансформациям объект недвижимости приобретает не просто новую жизнь, но и становится источником вдохновения для окружающих.

1. Офис архитектурной фирмы Park + Associates в здании заброшенной школы (Сингапур)

Обновленный офис архитектурной фирмы Park + Associates в здании заброшенной школы (Сингапур). | Фото: homedit.com.

Обновленный офис архитектурной фирмы Park + Associates в здании заброшенной школы (Сингапур). | Фото: homedit.com.

Новый офис архитектурной фирмы Park + Associates с 2014 г. расположен внутри бывшей школы. Этот необычный выбор был продиктован желанием создать уникальное пространство, кардинально отличающееся от обычного офисного помещения в деловом районе Сингапура, которое они снимали ранее. Команда хотела, чтобы новое рабочее пространство имело вид абсолютно отличный от стандартов, являясь своеобразным анти-офисом, поэтому они нашли заброшенный школьный комплекс, построенный в 60-х гг. прошлого века.

Большие площади позволили оформить просторную рабочую зону и обеденный зал (офис архбюро Park + Associates, Сингапур). | Фото: homedit.com.

Большие площади позволили оформить просторную рабочую зону и обеденный зал (офис архбюро Park + Associates, Сингапур). | Фото: homedit.com.

Преображение заняло только часть школы, и теперь офис архитектурной фирмы Park + Associates располагается в большом открытом пространстве, с большими арочными проемами, сводчатыми потолками и огромными окнами. Благодаря созданной открытости и непринужденной обстановке новый офис больше подходят для творческой работы и социального взаимодействия между членами команды.

2. Старую химчистку в Барселоне преобразовали в дом-студию (Испания)

Старую химчистку в Барселоне архитектор Carles Enrich преобразовал в дом-студию (Испания). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Старую химчистку в Барселоне архитектор Carles Enrich преобразовал в дом-студию (Испания). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Никому не нужной химчисткой, находящейся в Барселоне (в районе Грасиа), заинтересовался местный архитектор Carles Enrich, который искал себе место под строительство собственного жилья. Довольно большое помещение площадью 154 кв. м (с внутренним двориком) стало прекрасным местом для создания индивидуального проекта уникального дома-студии.

Читайте также:
Ортопедические стулья для школьника

Чтобы создать эксклюзивное жилое пространство, пришлось полностью реорганизовать старое помещение (Испания). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Чтобы создать эксклюзивное жилое пространство, пришлось полностью реорганизовать старое помещение (Испания). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Мастер креативных преобразований сделал полную перепланировку. Теперь жилое пространство, место для работы и общения с большим количеством друзей закольцованы вокруг внутреннего дворика. Столь кардинальная трансформация стала доступна после того, как были снесены все внутренние перегородки и создано единое большое пространство, в котором только ванная комната осталась единственной закрытой зоной.

Интерьер дома-студии оформлен в эклектическом стиле, открывающем огромные возможности в создании особенного дизайна (проект Carles Enrich). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Интерьер дома-студии оформлен в эклектическом стиле, открывающем огромные возможности в создании особенного дизайна (проект Carles Enrich). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Новый дизайн интерьера создан в эклектичном стиле, предполагающем большие возможности для автора неординарного проекта. В полностью преобразованном помещении можно увидеть большое количество контрастных элементов, начиная с кирпичной или каменной кладки и массивных деревянных балок на потолке, и заканчивая ультрасовременными предметами мебели и оригинальными светильниками.

Зона отдыха в здании бывшей химчистки (проект Carles Enrich). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Зона отдыха в здании бывшей химчистки (проект Carles Enrich). | Фото: arquitecturazonacero.blogspot.com.

Также при оформлении внутреннего пространства архитектор использовал много деревянных элементов. Именно натуральные древесные тона добавили особого домашнего тепла в открытом пространстве, которое осталось довольно ярким и объемным.

3. Современный загородный дом вместо двух старинных амбаров в Остерлене (Швеция)

Вместо старинных амбаров создан фантастический загородный дом (Остерлен, Швеция). | Фото: socialhub.moderalofts.com.

Вместо старинных амбаров создан фантастический загородный дом (Остерлен, Швеция). | Фото: socialhub.moderalofts.com.

На фантастическую реконструкцию двух пришедших в упадок амбаров на окраине Остелена (Österlen), построенных еще в 1910 г., решился дизайнер-архитектор Джонатан Андерссон (Jonathan Andersson). Вместе с бригадой плотников он не просто восстановил целостность старинной хозпостройки, но и создал оригинальный объект для загородного отдыха.

Большая площадь и высокие потолки помогли организовать открытое и светлое пространство в загородном доме (проект Джонатана Андерссона). | Фото: realestate.com.au.

Большая площадь и высокие потолки помогли организовать открытое и светлое пространство в загородном доме (проект Джонатана Андерссона). | Фото: realestate.com.au.

Объединив два ангара, расположенных Г-образно, получилось довольно большое внутреннее пространство площадью 390 кв. м. А тот факт, что высота потолков в центральной части хозяйственных построек достигает 6,7 м, предопределил и стиль оформления, и установку огромных окон, чтобы ничего не препятствовало проникновению солнечным лучам.

В интерьере переплетается стиль кантри и скандинавский минимализм (проект Джонатана Андерссона). | Фото: realestate.com.au.

В интерьере переплетается стиль кантри и скандинавский минимализм (проект Джонатана Андерссона). | Фото: realestate.com.au.

После полной реконструкции новый дом получился довольно простой, но при этом яркий и современный. Его белые стены, светло-серая мебель не вызывают ощущения стерильности операционной, а наоборот, некоторые вкрапления и акцентные детали в виде массивных деревянных балок на высоком потолке, полированные бетонные полы, неординарная дизайнерская люстра, случайные деревянные поверхности часто в их естественных цветах, добавляют глубину контраста в доме.

Открытая терраса позволяет не только отдыхать у бассейна, но и наслаждаться, тишиной, свежим воздухом и природой (Остерлен, Швеция). | Фото: socialhub.moderalofts.com.

Открытая терраса позволяет не только отдыхать у бассейна, но и наслаждаться, тишиной, свежим воздухом и природой (Остерлен, Швеция). | Фото: socialhub.moderalofts.com.

Но это еще не все. Во внутреннем дворе оформлена зона отдыха с бассейном и удивительной красоты обзором на холмистый ландшафт. По сведениям редакции Novate.Ru, ангары продавались вместе с обширной территорией площадью 6 тыс. кв. м, так что владельцы загородного поместья и их гости в полном уединении смогут наслаждаться красотой шведской сельской местности.

4. Преобразование заброшенной конюшни в современный коттедж (Утрехт, Нидерланды)

Заброшенная старинная конюшня превратилась в современный коттедж (Утрехт, Нидерланды). | Фото: liveinternet.ru.

Заброшенная старинная конюшня превратилась в современный коттедж (Утрехт, Нидерланды). | Фото: liveinternet.ru.

Старинное здание 1895 года постройки, находящееся в одном из переулков нидерландского городка Утрехт, давным-давно пришло в упадок. Не один десяток лет оно служило конюшней и по естественным причинам было заброшено, зияя дырами вместо окон и ворот. Но совсем недавно этот объект кардинально преобразился, когда за него взялась архитектурно-строительная фирма Studio Rolf, которая сделала полную перепланировку и создала из развалин современный коттедж.

Благодаря высоким потолкам удалось создать комфортную и эффектную жилую зону (Утрехт, Нидерланды). | Фото: liveinternet.ru.

Благодаря высоким потолкам удалось создать комфортную и эффектную жилую зону (Утрехт, Нидерланды). | Фото: liveinternet.ru.

Несмотря на то, что площадь помещения составляет всего лишь 50 кв. м, за счет высоты потолков удалось обустроить достойное жилье со всеми зонами обитания. Этот проект вызывает особый интерес еще и тем, что в строительных работах в основном использовалось вторсырье и возобновленные материалы. Учитывая, что это историческая часть города, в окрестностях постоянно происходят реконструкции, и была возможность позаимствовать старое дерево.

5. Оригинальное семейное гнездышко вместо старого зернохранилища (Феникс, США)

Оригинальное семейное гнездышко вместо старого зернохранилища (проект Кристофа Кайзера). | Фото: journal-du-design.fr.

Оригинальное семейное гнездышко вместо старого зернохранилища (проект Кристофа Кайзера). | Фото: journal-du-design.fr.

Творческий человек талантлив во всем – эту истину доказал молодой архитектор, который решил преобразовать старое зернохранилище, приобретенное у одного из фермеров в штате Канзас.

Читайте также:
Сверло по кирпичу для дрели

Интересный факт: Зернохранилище, состоящее из металлического каркаса и обшивки из оцинкованной стали, имеет совсем крошечную площадь, поэтому новый владелец смог перевести его на обычном пикапе в город Феникс, что в штате Аризона (США).

Все преобразования молодой архитектор делал сам (Феникс, штат Аризона). | Фото: intisari.grid.id.

Зернохранилище, изначально созданное еще в 1955 г., имеет скромную площадь, но это не помешало Кристофу Кайзеру превратить сооружение в крошечный, но довольно очаровательный и уютный семейный дом.

Внутреннее пространство необычного дома, преобразованного из старого зернохранилища (Феникс, штат Аризона). | Фото: plainmagazine.com/ © Matt Winquist/Kaiserworks.

Внутреннее пространство необычного дома, преобразованного из старого зернохранилища (Феникс, штат Аризона). | Фото: plainmagazine.com/ © Matt Winquist/Kaiserworks.

Чтобы успешно превратить бункер в пригодный для существования дом, пришлось внести много изменений в его конструкцию. В конечном итоге дом был оборудован большими окнами, изготовленными на заказ раздвижными стеклянными и металлическими дверями, сделана основательная тепло- и шумоизоляция, а также создан интересный дизайн интерьера. Поскольку сооружение имеет вид башни, организация пространства была выполнена в вертикальной плоскости. Очень тонкая винтовая лестница соединяет уютную кухню-гостиную на первом этаже со спальнями на верхнем уровне.

Обычное зернохранилище превратилось в современных коттедж, который органично вписался в окружающее пространство (Феникс, штат Аризона). | Фото: plainmagazine.com/ © Matt Winquist/Kaiserworks.

Обычное зернохранилище превратилось в современных коттедж, который органично вписался в окружающее пространство (Феникс, штат Аризона). | Фото: plainmagazine.com/ © Matt Winquist/Kaiserworks.

Как сделать из заброшки популярное место. Инструкция от архитектора из Екатеринбурга

В мировой архитектуре появился новый тренд — не восстанавливать заброшенные здания как новые, а использовать руины в качестве одной из фишек объекта. Архитектор и основатель арх-группы Podelniki Полина Иванова, которая вместе с единомышленниками занималась восстановлением Белой башни на Уралмаше, рассказала на ее примере, как из старого, заброшенного, но имеющего культурную ценность здания сделать одним из самых популярных и узнаваемых мест в городе. На лекции в рамках фестиваля «Маргинальный Маклецкий» руководитель «Подельников» поделилась своим опытом и этапами работы над Белой башней, тем самым предлагая руководство для начинающих активистов, желающих освоить заброшку.

Здания-руины — новый тренд в архитектуре

Полина Иванова утверждает, что некогда заброшенные или просто запущенные здания при реконструкции не нужно приводить к их первоначальному виду. Так, по ее мнению, теряется исторический шлейф здания, накопленный за годы заброшенности.

В качестве удачного примера Полина приводит флигель «Руина», относящийся к Государственному музею архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.

Флигель «Руина»

Флигель «Руина» группа Музея архитектуры в соцсети «ВКонтакте»

Реставраторы не стали восстанавливать внутреннюю и внешнюю облицовку, они решили сохранить здание именно в виде руины. Стены голые, из кирпича, на потолке и на полу можно видеть старые деревянные перекрытия, а окна сконструированы таким образом, что с улицы кажется, что на их месте — пустота, как в заброшенных зданиях.

Таким образом авторы проекта одновременно сохранили уникальную впечатляющую атмосферу, вдохнули жизнь в старое, заброшенное здание и получили довольно нейтральное по своему интерьеру экспозиционное пространство, где можно выставлять совершенно разные экспонаты.

Как освоить заброшку на примере Белой башни

Белая башня — это водонапорная башня в соцгородке на Уралмаше. В 2010 году она выглядела весьма плачевно: это было железобетонное здание без окон и дверей, внутри все было завалено мусором, его было так много, что он начал вываливаться из окон. Крыша протекала, зимой там были сугробы, летом — лужи.

Арх-группе предложили стать пользователями этого здания и как-то его спасти.

«Вообще это был своего рода челлендж: мы были общественной организацией, которая занималась популяризацией наследия, и мы больше всех вопили, что башня нуждается в популяризации. На это нам сказали: раз так, тогда вы и займитесь этим. Но тогда мы даже не знали, как это сделать», — рассказывает Полина Иванова.

В итоге архитекторы выработали план по спасению заброшки.

1. Написать план

Это очевидный пункт, о котором многие забывают и начинают стихийно приступать к освоению объекта культурного наследия. Нужно составить смету-презентацию, в которой вы подробно пропишете, что вы собираетесь сделать, сколько на это нужно денег и времени. Именно с этим планом можно и нужно будет ходить в городскую администрацию и к потенциальным инвесторам, чтобы получить необходимые для реставрации финансы.

2. Провести субботник

Прежде чем показывать здание кому-либо, нужно там как следует убраться. По словам Полины Ивановой, когда был объявлен субботник, к их группе присоединились около 50 волонтеров, и таким образом они сэкономили на рабочих. Всем пришедшим выдали белые костюмы, очки и респираторы, так как внутри башни было очень пыльно и грязно.

Читайте также:
Растения для чистого воздуха

В итоге добровольцы выгребли такие большие горы мусора, что понадобилось несколько грузовых машин, чтобы вывезти его. Как поделилась руководитель «Подельников», это самая большая трата на этом этапе: вывоз мусора — это довольно дорого. И это обязательно нужно учесть и занести в смету.

Полина Иванова

Полина Иванова Яромир Романов / Znak.com

3. Исследование

Чтобы привлекать внимание к объекту, нужно знать его историю, быть уверенным, что он безопасен. Podelniki организовали большое архивное исследование, чтобы изучить историю башни. На тот момент на руках у архитекторов не было никаких актуальных чертежей, пришлось поднимать архивы и долго разыскивать документы.

«Были две точки зрения: „Зачем вы ей занимаетесь, она же скоро рухнет“ и „Оставьте ее в покое, она еще 100 лет простоит, а вы хотите сделать это ради собственной гордыни“. Чтобы снять все возражения, нужно исследование конструкции», — говорит Полина Иванова.

Было проведено два исследования. Первое сделали немецкие специалисты из технического университета города Коттбуса, оно обошлось в 183 тыс. рублей. Состояние Белой башни признали хорошим, так как она рассчитана на большой объем воды внутри, но десятки лет она стояла пустая, из-за чего практически не изнашивалась.

Но исследование немецких специалистов невозможно было пришить к делу, потому что с точки зрения властей их выводы не были официальными. Поэтому было проведено еще одно обследование конструкций, которое сделала российская лицензированная организация. Она подтвердила выводы немецких специалистов.

4. Закрыть периметр

Чтобы спасти здание от разрушительного воздействия окружающей среды и посторонних людей, нужно закрыть все проемы. В первую очередь активисты закрыли первый этаж: заполнили оконные проемы поликарбонатом на деревянном каркасе, поставили железную дверь. В течение нескольких лет арх-группе удалось собрать деньги и закрыть все окна. Стоимость этих работ определена по смете организации, имеющей лицензию на работы на памятниках архитектуры. На закрытие ушло 145 тыс. рублей.

5. Безопасность

Под этим имеется в виду ремонт кровель и настила, в том числе на смотровой площадке. Активисты закрыли дыры в полу, установили поручни, укрепили лестницы. Это важно, если вы работаете со зданиями необычной конструкции или с частично руинированными зданиями. Так вы обезопасите и себя, и посетителей, которых можно водить на объект уже на этом этапе. Используйте настилы, чтобы сделать тропы для экскурсантов — так они будут понимать, где ходить, а где — нет.

Крыша Белой башни в день открытия после реконструкции

Крыша Белой башни в день открытия после реконструкции Znak.com

6. Ремонт кровли

Здание необходимо спасти от воды, так как именно она наносит ему наибольший урон. Именно поэтому нужно как можно скорее начать ремонтировать крышу, чтобы вода перестала попадать внутрь или течь по стенам снаружи. Когда вы видите где-то в городе, как у домов отваливаются куски штукатурки и даже части стен, колонн, то это не возраст здания — все это делает вода. Она затекает в трещины, на морозе замерзает и расширяется. На ремонт кровли в Белой башне группа потратила 9 тыс. рублей.

7. Электроснабжение

Сколько денег ушло на проведение электричества, Podelniki не знают до сих пор. Дело в том, что Екатеринбургская электросетевая компания в рамках государственной программы электрификации может подключить объект к электричеству бесплатно, то есть за счет властей. До этого Белая башня официально считалась не подключенной, так как в советское время она питалась за счет фонарных столбов, которые стояли рядом. Однако, как рассказывает Полина Иванова, пришлось потрепать много нервов и себе, и чиновникам.

8. Инженерные сети и «теплый шкаф»

Подключиться к отоплению выходит еще дороже, чем к электричеству, именно поэтому Белая башня до сих пор не отапливается. Но активисты нашли выход из ситуации: башня работает только весной и летом, а на зиму закрывается.

Сотрудникам башни нужно было специальное теплое и сухое помещение, где можно было бы установить систему сигнализации, энергоузел, хранить электроприборы, важные бумаги и так далее. Отапливаться — это дорого, но тепла для небольшой комнаты тоже нужно немного. «Шкаф» сделан из панелей из энергоэффективных материалов, которые не пропускают тепло наружу и не пускают холод. Установка «шкафа» в Белой башне обошлась в 70 тыс. рублей.

Активисты и волонтеры покрасили потолок в белый цвет, постелили пол (в подбачном пространстве его нет до сих пор), а стены остались нетронутыми. Когда авторы проекта принялись за реставрацию Белой башни внутри, все стены были исписаны граффити. Они хотели сохранить их, но нужно было проводить в этом пространстве экспозиции, вешать картины, фотографии. Тогда архитекторы вышли из ситуации так: взяли сетку для армирования бетона и натянули ее на стены. Так картины можно цеплять за сетку и не сверлить под каждую дырки.

Читайте также:
Небольшой сарай для хозяйственного инвентаря своими руками

В здании решили сохранить граффити

В здании решили сохранить граффити Znak.com

10. Постоянная программа и необычный быт

Конечно же, у каждого подобного здания должна быть цель существования. В Белой башне проводятся экскурсии, постоянно, без больших пауз есть выставки.

О слишком удобных современных домах

Архитектор Полина Иванова считает, что современная архитектура стремится к максимальному упрощению, комфорту и функциональности построек. По ее мнению, сейчас в городе достаточно удобных современных пространств, поэтому надо делать упор на старых и красивых зданиях, которые могут быть и неудобными, но по-своему ценными.

«Мы стараемся жить в мире модерна, где все четко расписано, нет лишних деталей, все суперфукционально, удобно и экономично. С другой стороны, это наше желание что-то самостоятельно осваивать, создавать своими руками. Отсюда появляется ЖКХ-арт (когда, например, начинают вырезать из покрышек лебедей. — Znak.com). И то и другое — не хорошо и не плохо.

Но наша жизнь, к сожалению, стремится именно к первому варианту — стандартными домам, и поэтому важно сохранять те немногие старые и необычные дома. Да, они могут быть не такими удобными.

Но у нас куча удобного пространства, и нам уже хочется в неудобное пространство. Но если у нас есть задача сделать из завода детский сад, то, наверное, там не останется ничего, легче построить новое. Если же наша задача демонстрировать что-то необычное, то можно потерпеть неудобства старых зданий», — говорит Полина Иванова.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве

После недолгого забытья фабрики и заводы возвращаются в жизнь больших городов. На месте бывших производств появляются самые впечатляющие музеи и самые людные парки. Причин на то несколько. Во-первых, за XX век человечество наплодило такое количество производств, что разобраться с ними теперь — дело принципа, если мы хотим, чтобы в городах оставалось свободное место. Во-вторых, забота об окружающей среде все чаще побуждает архитекторов и девелоперов обращаться к старому фонду, а не строить здания с нуля.

В-третьих, ко второму десятку XXI века в нас заговорила усталость от всего идеального и выверенного. Новые проекты, построенные по всем правилам инстаграма, хорошо собирают лайки, но в жизни часто не оставляют пространства для фантазии. Неидеальная промышленная архитектура, напротив, дает свободу и возможность пофантазировать. В этом смысле мы похожи на романтиков XVIII века, которым нравилось любоваться античными руинами. Колонн и статуй с тех пор поубавилось, зато промзон — сколько угодно.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 1)

ПРИЧАЛ МИНШЕНГ

Шанхай, Китай. Atelier Liu Yuyang Architects

Набережная как общественное пространство — это относительно позднее городское изобретение. В прежние времена подступы к воде становились свалками, оборонными рубежами или портовыми зонами. Словом, это было не место для прогулок, а становиться таковым они начали в XVIII–XIX веках. И если раньше неотесанное прошлое пытались стереть без следа и одеть в гранит, то сейчас оно обрело собственную ценность.

В Шанхае по такой философии устроена территория бывшего причального комплекса Миншенг вдоль реки Хуанпу. В начале XX века здесь бурлила крупнейшая портовая зона на Дальнем Востоке. Атрибуты былого могущества — краны, причал, элеватор — оставлены нетронутыми. По крыше паромной станции теперь ездят велосипедисты, а бетонную стену, некогда защищавшую от наводнений, облюбовали бегуны. Зернохранилище повторило участь музея Zeitz MOCAA в Кейптауне — теперь в силосах выставляют современное искусство.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 2)

ЦОЛЬФЕРАЙН

Эссен, Германия. OMA, Норман Фостер, SANAA

Ежегодно два миллиона человек приезжают в окрестности немецкого города Эссен, чтобы провести целый день на старой каменноугольной шахте Цольферайн. В пиковые годы здесь добывали 2,4 миллиона тонн угля. После закрытия шахту включили в фонд наследия ЮНЕСКО и превратили в аттракцион — альтернативный Диснейленд для тех, кто всегда мечтал легально полазать по крупной промзоне.

На переустройство пригласили видных архитекторов, в том числе бюро OMA, которое занималось мастер-планом, и родоначальника хай-тека Нормана Фостера — по его проекту бывшую котельную реконструировали в Музей промышленного дизайна. Изменения здесь сугубо точечные и косметические: перед открытием шахты даже не стали очищать от угольной пыли. В заборах по-прежнему хватает дыр, на углемойке зимой заливают каток, а из-за деревьев виднеется машина для резки угля — зловещий силуэт высотой с пятиэтажное здание.

Читайте также:
Расход саморезов на 1 м2 гипсокартона: основные правила расчета

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 3)

DOMINO PARK

Нью-Йорк, США. James Corner Field Operations

Парк, открытый в 2018 году в нью-йоркском Бруклине, раскинулся у подножия моста Уильямсбург. Здесь почти как на набережной московского «Музеона»: те же шезлонги, сухой фонтан и аккуратное озеленение. Разница лишь в том, что фоном служит махина кирпичного здания сахарной фабрики Domino, которая давала работу 4,5 тысячи людей и объединяла множество культур и социальных прослоек.

Фабрику закрыли в середине 2000-х, когда популярность сахара стала падать из-за моды на здоровый образ жизни и сахарозаменители. Промзону выкупили и начали превращать в элитный жилой квартал. Разрешение на строительство выдали с условием, что девелоперы внесут вклад в развитие городского пространства — собственно, в ответ на это и появился парк. Сильнее всего гений места отразился на детской площадке: здесь есть бутафорский силос для сахара и заводского вида трубы, а в облицовке игрового домика использованы деревянные доски фабричного пола.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 4)

«КРАСНАЯ СТРЕЛА»

В 1912 году в Москве близ Ярославского вокзала построили краснокирпичный складской комплекс для хранения угля и дров. Главное здание выдержано в лучших традициях нарядного дореволюционного прома, но последние 100 лет на него мало кто обращал внимание. Все изменилось два года назад, когда складские помещения реконструировали под апартаменты с красивой концепцией.

«Красной стрелой» занимались авторы «Хлебозавода № 9» и «Корабля Брюсова» — команда под руководством Алексея Капитанова. Свое название проект получил по одноименному поезду, который каждый день курсирует мимо. Состав хорошо видно с крыши, где обитатели дома загорают и устраивают барбекю. Эксплуатируемая кровля — лишь одна из особенностей дома. Это единственное в Москве жилое здание с собственной железнодорожной платформой, которая обустроена в стиле нью-йоркского парка Хай-Лайн.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 5)

«ОКТАВА»

Тула, Россия. Orchestra

С тех пор как в Туле открыли «Октаву», местный пряник и самовар лишились монополии на звание городских символов. Новое место напомнило, что город славится своими микрофонами — настолько качественными, что Том Йорк использовал их в записи альбома «OK Computer», а Юрий Гагарин — для своего знаменитого «Поехали!».

Сейчас производство уменьшилось в разы, но свободные помещения фабрики дальновидно не стали сдавать под офисы и мелкую аренду. Вместо них здесь организовали творческий кластер с библиотекой, книжным магазином и Музеем станка с иммерсивными экскурсиями. Получилось модно, но с безусловной опорой на память. О промышленном прошлом напоминают реликтовые станки в актовом зале на первом этаже и деликатная работа со структурой здания — пространство цехов старались практически не нарушать и не перестраивать.

Лучшие примеры реконструкции промышленной архитектуры: в мире, в России, в Москве (фото 6)

«ХЛЕБОЗАВОД № 9»

В 2010-е Москва проводила активную ревизию конструктивистского наследия и размышляла, как приумножить его ценность. «Хлебозавод № 9» в этом смысле стал идеальным примером: к нему отнеслись бережно, но не стали музеефицировать. О связи с авангардом напоминают цвета фасадов, классические для этого направления: желтый, темно-серый, красный. Схема территории складывается в рисунок, похожий на работы русских абстракционистов.

За три года здесь появился костяк из нескольких десятков заведений и шоурумов (в основном отечественных брендов). По сквозному проходу до метро целый день курсируют пешеходы. Далеко не вся конструктивистская архитектура сумела снискать такую популярность у москвичей — и здесь, пожалуй, лучше всего чувствуется ее идейная мощь.

Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.

«А что, так можно было?»

За минувший год Екатеринбург лишился нескольких исторических зданий. В начале года снесли конструктивистский ПРОМЭКТ, летом — дом на Мельникова, а недавно город потерял старинный дом на Малышева и довоенное здание аэровокзала Уктус. Сейчас в городе обсуждают возможную реконструкцию фасада РАНХиГС, из-за чего здание рискует потерять свою архитектурную уникальность и ценность.

Мы решили найти примеры в России и Европе, когда вместо сноса исторические здания удачно реконструировали, вписав их в городскую среду и наделив новыми функциями. В этом нам помогал руководитель и куратор сообщества «Дизайн-код Екатеринбурга» Паша Омелёхин.

Читайте также:
Основные правила создания успешного дизайн-проекта

Новый главный корпус университета в Лейпциге вокруг старинной церкви

Фото: Википедия

Новое здание Университета Лейпцига открыли в 2017 году. Раньше на его месте располагалась церковь XIII века — Паулинеркирхе. Ей удалось уцелеть во время Второй мировой войны, но позже Германию разделили на ФРГ и ГДР, Лейпциг оказался на территории последней. К власти пришли социалисты, которые боролись с религиозным влиянием, и в 1968 году церковь снесли.

После воссоединения Германии Паулинеркирхе решили восстановить. В 2004 году в Лейпциге объявили конкурс на проект нового здания университета. Корпус предложили строить на месте снесенной церкви. В итоге победил голландский архитектор Эрик ван Эгераат, который предложил вплести в здание университета силуэт готической церкви и воссоздать ее внутри.

Получилось здание с выступающими нервюрами — ребрами крестового готического каркаса. Белоснежные элементы опираются на облицованные стеклом колонны. Также из стекла выполнены двери высотой 15,5 метра. Пространство внутри делится на «церковную зону» и зону для мероприятий.

«Я разработал церковь для тех, кто хочет, чтобы здесь была церковь, и аудиторию для тех, кто ждет, что здесь появится университет будущего», — объяснял свое решение ван Эгераат.

Паша Омелёхин, «Дизайн-код Екатеринбурга»

Фото: Арина Томашова / It’s My City

— Это пример того, когда ты вынужден почти полностью потерять старую архитектуру и что-то новое построить. Это отсылка к старому «Пассажу» на площади 1905 года, у которого формально при возведении нового здания оставили две старые стены. Но их практически не видно, они не выглядят парадно, как у оригинального «Пассажа». У современного здания нет архитектурной идеи, которая бы оправдывала этот проект. В итоге мы получили провинциальный торговый центр.

Как выглядел старый «Пассаж» в Екатеринбурге. Фото: Уралнаш

Дом Наркомфина и судейская вышка в Нижнем Новгороде

Фото: redeveloper.ru

В июле 2020 года в Москве закончилась реставрация Дома Наркомфина — здания, которое в 1920–1930-е годы построили по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. Реконструкцией руководил его внук Алексей Гинзбург. Все подлинные элементы здания сохранили в первоначальном виде. Реплики же выполнили так, чтобы они органично сочетались и не отличались от оригинала. Все квартиры в доме раскупили практически сразу.

«Для меня была очень важна не только реставрация „формы“ этого здания, но и демонстрация его актуальности, восстановление его функционального значения в том виде, каким дом был задуман автором. Идеи, заложенные архитекторами в Дом Наркомфина, абсолютно современны. Сейчас в нем будут жить люди, с удовольствием купившие все квартиры до завершения реставрации», — говорил Гинзбург в интервью изданию Strelka Mag.

Фото: Олег Беркович/Instagram; government.nnov.ru

Судейская вышка в Нижнем Новгороде — еще один уникальный пример удачного восстановления оригинального и необычного архитектурного проекта в стиле конструктивизма. Здание отреставрировали, территорию вокруг него облагородили, создали инфраструктуру для спорта, перекрасили стены, заменили коммуникации и сделали ремонт внутри. Теперь здесь работает сувенирный магазин и кофейня.

Паша Омелёхин:

— Для обоих зданий придумали новые функции, в итоге они стали притягивать горожан и не остались обычными заброшками. Это два случая, когда и фасад, и все здание реально требовали восстановления. Вместо того, чтобы обшить здание панелями, его можно отремонтировать. У Дома Наркомфина все отштукатурили, бережно восстановили оригинальные детали, поставили новые красивые окна.

Этот же вариант можно рассмотреть в отношении уральского РАНХиГС, вроде бы с фасадом у здания все хорошо. Судя по отчету с градсовета, им нужно сначала разобраться с отоплением и, может быть, окнами. (Фасад здания хотят обшить плиткой из керамогранита, чтобы оно теряло меньше тепла — прим. ред.).

Но накладной фасад тоже может быть уместен. Например, в Копенгагене был зерновой элеватор. Когда его закрыли, то решили превратить в жилой комплекс. В архитектурном бюро Cobe придумали, как обновить фасад так, чтобы заводское здание стало жилым. Они закрыли весь этот голый страшный бетон и добавили балконы для квартир. Получилось из грубого завода сделать приятное место для жизни. Это тот случай, когда новый фасад поверх старого оправдан. У нас же обычно получается наоборот — старое здание закрыть алюминиевым фасадом и просто потерять историю.

Бывший зерновой элеватор в Копенгагене. Фото: cobe.dk

Бизнес-центр Maakri Torn в Таллине и жилой комплекс «Макаровский» в Екатеринбурге

Фото: Droonifotod.kirss.ee

Читайте также:
Основные элементы теннисного стола – Ремонт квартиры своими руками

История таллинского квартала Маакри началась в 1877 году, когда недвижимость здесь купил промышленник Теодор Грюнвальд. Он открыл в Маакри крупнейшую в Эстонии кожевенную фабрику. С начала 20-х годов прошлого века здесь работала обувная фабрика Union (во времена СССР называлась «Коммунар»). В 1997 году предприятие закрылось.

В XXI веке здесь решили построить деловой центр. Архитектор Расмус Тамме поставил перед собой задачу вписать новые здания в историческую среду. В итоге здание получилось в модернистском стиле с минималистичными формами, но оно удачно «встроено» в старое здание.

Паша Омелёхин:

— Старое здание не снесли, что характерно для Таллина. Здесь принято сохранять исторические постройки хотя бы как в этом примере: построить новодел над старым зданием. Такой подход стал фишкой квартала и помог наполнить это место новыми смыслами. Так можно было бы поступить в отношении здания на Малышева, 40, «Пассажа» и аэровокзала Уктус.

Фото: Марина Митрохина; ugmk.com

Жилой комплекс «Макаровский» находится в историческом центре города на территории мукомольного завода Екатеринбурга. Сам завод просуществовал до 2013 года. Но застройщик сохранил памятник архитектуры областного значения — здание Симановской мельницы, старейшего зерноперерабатывающего предприятия Урала. Здание реконструировано и открыто для горожан.

Не так давно здесь открылся ресторан «Большой грузинский», создатель которого ресторатор Кирилл Шлаен тоже учитывал исторический контекст:

— В моем детстве это здание было частью угрюмой промзоны. Да и здания самого почти не было видно из-за огромного элеватора. Тот первоначальный замах с оранжереями и танцами экспромтом вообще не считывался. У нас появилась возможность вернуть зданию его историю, настроение. И это здорово.

Паша Омелёхин

— Застройщик воссоздал внутри современное здание, полностью сохранив оригинальные фасады. Очевидно, это только увеличило надбавочную стоимость всего жилого квартала. От такого подхода выиграли все: и жители, и город, и застройщик. Здесь формируется новая точка притяжения.

Фуд-корт «Депо» в Москве и речной вокзал в Киеве

Фото: Twitter @MosSobyanin

Бывшее троллейбусное депо в Москве можно было бы снести, а на его месте построить бизнес-центр или очередной молл. Вместо этого здание решили сохранить. Оно является федеральным памятником, поэтому делать пристрои, трогать балку, кирпич и менять этажность было строго запрещено. Через пару дней после открытия фуд-корта «Депо» его заполонили люди, и площадка до сих пор остается востребованной.

Еще один пример — здание Киевского речного вокзала. Его построили в 1953–1961 годах по проектам архитекторов Вадима Гопкало, Вадима Ладного, Григория Слуцкого. Это многоуровневое здание разной этажности с башней в центре. В 2012 году вокзал закрыли на реконструкцию. В 2016 году он получил статус памятника архитектуры. Сейчас со стороны Днепра возле вокзала обустроили кафе.

Фото: Яндекс-панорамы, Евгений Никифоров; БУХТА Food Station

— Это отличный пример того, как можно эффективно переосмыслить функцию исторических построек вместо того, чтобы строить «Пассажи» и «Золотые автовокзалы». В здании речного вокзала в Киеве даже не все отремонтировано, осталась индустриальная среда, в котором расположился арт-кластер.

На территории вокзала обустроили фуд-корт, благоустроили пространство. Очень много людей здесь проводит время. Аналогичный вариант мы предлагали рассмотреть в отношении аэровокзала Уктус и окружающей территории, — рассказывает Паша Омелёхин.

Завод Турчаниновых-Соломирских в Сысерти

Фото: Екатерина Каурова, The Village Екатеринбург; Паша Омелёхин

Последние 30 лет корпуса железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти пустовали и разрушались. Но в 2020 году огромной постройке и его территории дали новую жизнь. Здесь появился сезонный креативный кластер «Лето на заводе» с мероприятиями и экскурсиями. Волонтеры своими руками возрождали руины и превращали их в объекты для встреч и событий. Также здесь возникли точки общепита.

Паша Омелёхин:

— Еще один пример того, как можно взять полную развалину и сделать ее очень сильной точкой притяжения на долгие годы, вместо того, чтобы просто воткнуть торговый центр. Этот опыт тоже можно было применить к Уктусу, ведь о Сысерти теперь знают повсюду в России.

It’s My City работает в интересах городского сообщества. Если вам важно наличие такого медиа, поддержите нас донатом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительный
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: