Разрешение на строительство по градостроительному кодексу

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также:
Расчет стоимости ремонта квартиры. Калькулятор ремонта

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: https://zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь. Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной. В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах). Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Читайте также:
Септик для частного дома: установка и эксплуатация. Виды септиков, функциональные характеристики и популярные модели.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования. Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст. 56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса, понятием – ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса. Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Выдача разрешения на строительство

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти.

Наименование государственной услуги

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и в пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).

Правовые основания для предоставления государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

а) Градостроительным кодексом Российской Федерации;

б) Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;

в) Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

г) приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»;

д) постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»;

е) постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

ж) постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства»

з) Приказ Минстроя России от 23 мая 2016 г. № 334/пр Об утверждении Административного регламента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти)

Читайте также:
Плюсы и минусы зеркальных потолков в ванной комнате

Категории потребителей государственной услуги

Потребителями могут выступать физические или юридические лица, выполняющие функции застройщика либо технического заказчика

Сроки оказания государственной услуги

– Общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 5 рабочих дней;

– Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления о предоставлении государственной услуги.

Информация о платности оказания государственной услуги

Государственная услуга выполняется бесплатно.

Результат предоставления услуги

а) решение о выдачи разрешения на строительство;

б) решение о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия);

в) решение об отказе в выдаче разрешения на строительство;

г) решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с продлением срока действия)

Критерии отказа и приостановления оказания государственной услуги

1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

1) при выдаче разрешения на строительство:

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

2) при внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия:

а) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство;

б) наличие у ответственного структурного подразделения информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3) при внесении изменений в разрешение на строительство (кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения):

а) отсутствует какой-либо из документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б)несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство;

в) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

г) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство;

д) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

Порядок обращения за оказанием государственной услуги

Документы могут быть представлены в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»

Формы заявлений, принимаемых к рассмотрению

запрос (заявление) на предоставление государственной услуги, заполненной по форме

Перечень необходимых документов-приложений для каждого заявления

При обращении за получением государственной услуги заявитель представляет в Минстрой России следующие документы (далее – документы):

а) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

б) документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

г) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, – указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

Читайте также:
Сборные лестницы железобетонные – качество, установленное ГОСТ

д) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

е) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектной документации:

– схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

– разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

– проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

– положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

– подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

ж) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного Кодекса Российской Федерации);

з) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

и) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, – соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

к) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

л) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

м) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

н) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

Читайте также:
Раздвижные двери в интерьере квартиры: оформление межкомнатных проемов в хрущевке, фото

Перечень требований, предъявляемых к документам

Документы предоставляются в оригинале, либо в форме нотариально заверенных копий.

В случае направления документов в электронной форме, документы представляются в формате PDF в виде электронных копий (электронных образов) документов, подписанных усиленной электронной подписью заявителя

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 13 часов назад

Внимание застройщиков! До 1 января 2024 года предусмотрены некоторые особенности градостроительной деятельности в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию

Доводим до Вашего сведения, что законодателем внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”.

В частности, до 1 января 2024 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию:

1) положения пункта 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Грк РФ) не применяются.

Напоминаем, что по общим основаниям подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство (п. 8 ч. 21.15 ст. 51 ГрК РФ).

2) в случае, если со дня выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена проектная документация объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), или если со дня утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена проектная документация линейного объекта, прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи разрешения на строительство таких объектов капитального строительства;

3) отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию наряду с основаниями, предусмотренными пунктами 1 – 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ, осуществляется в случае несоответствия такого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта капитального строительства. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются;

4) проектная документация, иные документы и материалы, подготовленные в отношении таких объектов капитального строительства, в том числе содержащиеся в едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, подлежат передаче застройщику, осуществляющему завершение строительства таких объектов капитального строительства, без взимания платы.

Указанные изменения градостроительного законодательства внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, вступившим в силу 29.12.2020.

Предлагаем Вам ознакомиться с указанными изменениями законодательства и учесть их в своей практической деятельности.

Разрешение на строительство

Ведение частной, коммерческой застройки регулирует Градостроительный кодекс РФ (ГРК России) статьями 51, 52, а также регламентирует получение, выдачу разрешения на строительство.

Это документ, предоставляющий право на возведение или реконструкцию объекта недвижимости.

Соблюдение всех норм и стандартов при проектировании гарантирует получение данного разрешения.

Только получив разрешение можно начинать работы по строительству или реконструкции объекта недвижимости.

Названия и определения

Приведем список терминов, используемых в статье:

  • разрешение на строительство и реконструкцию — документ, подтверждающий разрешение на начало строительных работ: «Разрешение», «Допуск», «Согласование», «Разрешительный документ»;
  • будущий объект капитального строительства — объект недвижимости, который будет построен и поставлен на кадастровый учет как капитальное строение: «объект», «здание», «строение», «постройка»;
  • земельный участок — площадка для возведения строения: «участок», «земля»;
  • собственник — физическое или юридическое лицо, имеющее зарегистрированное право собственности на землю: «застройщик», «владелец»;
  • строительство — строительные работы по возведению объекта капитального строительства: «возведение», «стройка»;
  • реконструкция — работы, затрагивающие конструктив и конфигурацию объекта недвижимости, связанные с изменением основных параметров площади: «улучшение»;
  • строительные работы — работы, выполняемые при строительстве или реконструкции: «работы», «процесс», «процедура».
Читайте также:
Плитка под бетон в интерьере

Как выглядит документ?

Форма, утвержденная Приказом Минстроя от 19.02.2015 № 117/пр. и включает следующую информацию:

  • ФИО владельца земли;
  • дата выдачи;
  • номер, (пример: № RU12345678-9);
  • вид — строительство или реконструкция;
  • назначение объекта, например «офисное здание», «жилой дом»;
  • номер градостроительного плана;
  • данные о проекте (когда и кем разработан);
  • характеристика — размер участка и застройки, строительный объем, этажность;
  • адрес;
  • срок действия;
  • дата, подпись уполномоченного лица, печать.

Образец документа с разрешением на строительство:

Документ выдается в соответствии с градостроительным кодексом.

Что такое временный допуск и как его получить?

Подготовка площадки для работ занимает немалое время, поэтому для сокращения общего срока строительства предусмотрено получение временного разрешения, предоставляющего законное право на предварительное оборудование вышеуказанной площадки, пока идет согласование основного Разрешительного документа.

Выигрыш по времени составляет примерно месяц. Для начала подготовительных работ необходим градплан участка (действителен 3 года).

Получив временное разрешение на подготовку площадки можно сделать:

  • демонтаж существующих построек;
  • очистку площадки от мусора;
  • геодезические работы;
  • разбивку дорог и инженерных сетей.

Временное разрешение допускает только подготовку строительной площадки. Начинать другие работы, например, закладку фундамента, в этот период запрещено! Для этого требуется получение Разрешения.

В каких случаях документ обязателен?

Виды недвижимости:

  • жилые здания от трех этажей;
  • обособленные капитальные строения от 1500 кв.м.;
  • сложные объекты.

Когда не нужно оформлять?

В список включены следующие объекты:

    на земле некоммерческого назначения;
  1. На участках для садоводства:
    • жилой дом;
    • садовый дом;
    • хозпостройки.
  2. На земле для ИЖС:
    • жилые дома;
    • навесы, беседки; , сарай, гараж.

Подробная статья о ситуациях, когда разрешение не нужно здесь.

Нужно ли для реконструкции?

Реконструкция — это видоизменение капитального строения с увеличением параметров (высота, площадь).

Некоторые виды:

  • надстройка дополнительного этажа, мансарды;
  • пристройка;
  • изменение формы крыши, перенос окон, дверных проемов;
  • перенос или добавление внутренних несущих конструкций.

При капитальной реконструкции объекта или перепланировке, когда не затрагиваются конструктивы здания, не изменяется конфигурация, разрешение не нужно.

Если в процессе улучшения необходимо дополнительное изменение конфигурации или площади постройки, требуется корректировка. Этот процесс подразумевает необходимость отдельного согласования разрешения на реконструкцию, с учетом обновленных параметров. В полученном документе будет сохранена первоначальная дата выдачи.

Процедура получения допуска на разных этапах стройки

При реконструкции нескольких строений, расположенных на одном земельном участке, если одно из них будет раньше других введено в эксплуатацию и использоваться независимо от других частей целого объекта, определено понятие — этап реконструкции.

Выдается отдельное разрешение на этапы реконструкции. Это необходимо, если проектная документация требует прохождения государственной экспертизы. В этом случае, по инициативе застройщика, подготовка проектной документации осуществляется по каждому этапу.

Административный регламент выдачи

Приказом Минстроя утверждены общие правила получения допуска и административный регламент получения муниципальной услуги.

Основные положения:

  • Разрешение — госуслуга, предоставляемая Минстроем;
  • заявитель — собственник земельного участка.

Итог услуги:

  • выдача или отказ в выдаче;
  • продление срока действия или отказ;
  • внесение изменений или отказ;
  • выдача дубликата.

Причина для отказа в приеме пакета документов отсутствует.

Отказ о внесении изменений:

  • отсутствие заявления, документа, подтверждающего право собственности, градплана;
  • неполная информация о переходе права на земельный участок;
  • несоответствие объекта градплану;
  • приостановка не предусмотрена.

Что делать, если получен отказ — руководство к действию по ссылке.

При получении разрешения допускается приобщение недостающих документов, при внесении изменений — нет.

Кто дает документ и где его брать?

Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ местного самоуправления, согласуют и выдают допуск с учетом назначения участка и планируемого объекта, в следующем порядке:

Услуга оказывается по месторасположению земельного участка.

Перечень документов

Госуслуга оказывается при подаче следующего пакета:

    ;
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю;
  • градплан участка (действителен 3 года);
  • проектная документация и пояснительная записка;
  • схема с обозначением выбранного места для строения;
  • схема инженерного оборудования с обозначением мест технологического присоединения;
  • проект по проведению работ для подлежащих сносу строений.
  • положительное заключение экспертизы проектной документации, если это требуется по нормам.

Собранный пакет предоставляется заявителем самостоятельно либо с помощью представителя.

Пошаговая инструкция по оформлению

Для получения допуска необходимо:

  1. Подготовить проект будущего здания по всем нормам и требованиям.
  2. Собрать пакет требуемой документации.
  3. Подать документы в уполномоченный и выдающий разрешение орган, согласно установленному регламенту.
  4. Получить Разрешение. Документ получает заказчик самостоятельно, либо подрядчик объекта.

Порядок получения допуска на постройку жилых и садовых домов, вспомогательных строений

Порядок подачи уведомления о начале стройки или реконструкции:

  • застройщик направляет в соответствующую администрацию уведомление о будущем строительстве или реконструкции;
  • в течение семи рабочих дней проводится проверка указанных параметров ИЖС и выдается уведомление о возможности размещения строения;
  • получив уведомление можно начинать стройку в течение 10 лет с момента подачи уведомления.
Читайте также:
Самоделки из болгарки своими руками

Что еще нужно знать о порядке получения разрешения читайте тут.

Дальнейшие действия:

  • в течение одного месяца после завершения работ необходимо уведомить администрацию;
  • в течение семи рабочих дней представитель администрации проводит проверку на соответствие здания заявленным параметрам и нормативам, и выдает положительное уведомление;
  • получив документ о соответствии, собственник заказывает у кадастрового инженера техплан и оплачивает госпошлину;
  • администрация самостоятельно с помощью вневедомственного обмена проводит постановку на учет и регистрацию права собственности на построенный либо прошедший реконструкцию объект в Росреестре.

Уведомительный порядок допускается при возведении зданий и реконструкции:

  • жилого и садового дома;
  • бани или гаража, имеющих признаки капитального строения, т. е. фундамент и конструктив;
  • капитальной пристройки к уже имеющемуся строению.

Сооружение в приаэродромной зоне

Если будущее строение попадает в приаэродромную территорию, о чем можно узнать из градплана, согласие берется в Росавиации.

Срок исполнения заявки — 30 дней. При положительном заключении, действие которого распространяется на пять лет с момента выдачи, застройщику разрешено начинать стройку. При отрицательном заключении заявитель получает запрет на любые работы, связанные с возведением здания.

Данное заключение нужно получить до подачи уведомления о начале строительства, чтобы исключить отказ.

Все, что нужно знать о получении разрешения от Росавиации в этой статье.

Как и где взять допуск для арендуемого участка?

Согласование на арендованном участке предусматривает аналогичные операции при получении Разрешительного документа.

Следует учесть, что строительство частного дома допускается только на землях поселений с разрешенным использованием под ИЖС. Все другие требуют дополнительного перевода, который в некоторых случаях будет невыполним.

Порядок выдачи разрешительного документа через МФЦ и Госуслуги

Портал Госуслуг:

  • зайти на сайт госуслуг по учетной записи или зарегистрироваться;
  • найти раздел «Квартира, строительство и земля»
  • выбрать услугу «Разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства»;
  • выбрать электронную подачу;
  • ознакомившись с информацией нажать «Получить услугу»;
  • заполнить заявление;
  • загрузить все сканы документов по списку;
  • выбрать результат получения услуги — электронная или бумажная форма;
  • нажать «Отправить данные».

Результат получения услуги предоставляется через 10 дней.

МФЦ:

  1. Разрешение можно получить в ближайшем отделении МФЦ в городе или другом населенном пункте, где расположен участок.
  2. Застройщик или его законный представитель, действующий по его распоряжению на основании нотариально заверенной доверенности (подрядчик, юрист или другое доверенное лицо), подает заявление на получение Разрешения (документ выдается на имя собственника земли, поэтому в нем будут указаны ФИО застройщика).
  3. На приеме в МФЦ специалист, согласно установленному регламенту получения, принимает пакет необходимых документов, предоставляет для заполнения бланк заявления, и отправляет в соответствующую администрацию, согласно местоположению участка и назначению будущего объекта, запрос на предоставление услуги. Заявителю выдается расписка о приеме документов, где обозначена дата выдачи результата.
  4. После проверки документации на соответствие, учреждение, в ведении которого решается данный вопрос, в 10 дней выдает Разрешение или отказывает в его выдачи.
  5. Результат ответа направляется в МФЦ по месту подачи документов либо другим предложенным способом.

Сроки

Срок оказания услуги:

  • выдача Разрешения — 10 дней;
  • продление сроков — 5 дней;
  • внесение изменений в связи со сменой собственника — 10 дней;
  • внесение изменений в Разрешение — 5 дней;
  • выдача дубликата — 5 дней.

Подробнее о сроках получения разрешения читайте в этой статье.

Сколько стоит выдача?

Разрешение на строительство и реконструкцию выдается бесплатно.

Отказ и причины

Отказ или приостановка:

  • отсутствие необходимого одного или нескольких документов;
  • несоответствие проекта градплану;
  • отклонение от допустимых предельных параметров разрешенного строительства;
  • просроченное Разрешение без начала строительных работ (при обращении за продлением).

Еще больше сведений о получении разрешения через МФЦ ищите тут, а через портал Госуслуг здесь.

Как оформить внесение изменений?

Изменения могут быть внесены в связи со сменой собственника на землю, при преобразовании собственного участка (раздел, объединение, перераспределение).

Для этого следует принять следующие меры:

  • подать заявление через портал Госуслуг либо при личном обращении в МФЦ;
  • приложить необходимые бумаги, подтверждающие данные изменения (документ, подтверждающий право собственности нового владельца участка)

Срок исполнения услуги — 10 дней. Услуги по получению Разрешения и внесению изменений предоставляются бесплатно.

О внесении изменений полная информация здесь.

Ответственность за самовольные сооружения

Предусмотрены штрафные санкции за начало строительства или реконструкции без разрешения согласно ст. 9.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа может составлять:

  • от 2000 до 5000 рублей для физических лиц;
  • от 20000 до 50000 рублей для должностных лиц и ИП или приостановка работ на 3 месяца;
  • от 500000 до 1000000 рублей для юридических лиц или приостановка работ на 3 месяца.

Кроме того, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, допускается решение о сносе постройки, на которую не получена разрешительная документация.

Еще больше информации о возможных санкциях за самовольное строительство здесь.

Что делать после получения допуска?

Данный порядок действий применяется для строений, согласование на строительство или реконструкцию которых получать необходимо.

Когда разрешение есть, дальше можно начинать работы по возведению объекта. Объект должен быть построен до окончания срока действия Разрешающей документации. Если строительство затягивается, нужно заранее позаботиться о продлении.

Окончание стройки

Завершающим этапом строительства являются действия, связанные с подготовкой необходимого пакета документов для ввода объекта в эксплуатацию и получения акта ввода. Подача документов происходит через сайт Госуслуг или МФЦ.

Читайте также:
Сварка чугуна своими руками

Необходимо собрать следующий пакет:

  • выписка из ЕГРН на землю;
  • градплан;
  • разрешение на строительство;
  • проект;
  • акт о соответствии параметров построенного здания проекту и техническим условиям;
  • схема расположения строения на земельном участке;
  • технический план (заказывается застройщиком самостоятельно по факту готовности здания).

В течение 10 дней комиссия проверяет предоставленную документацию. При отсутствии нарушений проводится обследование на месте, составляется и выдается акт ввода капитального объекта в эксплуатацию.

В течение недели происходит утверждение и подписание бумаги главой соответствующей администрации. Дата утверждения будет считаться официальной датой ввода объекта.

Полученные документы являются основанием для постановки на кадастровый учет.

Постановка на кадастровый учет и регистрация объекта недвижимости

Регистрация права собственности на вновь созданный объект недвижимости носит заявительный характер и осуществляется на основании следующих документов:

  • Заявление о регистрации и постановке на кадастровый учет;
  • документы, подтверждающие право собственности или пользования на землю;
  • разрешение и акт ввода в эксплуатацию;
  • технический план (в электронном виде);
  • квитанция об уплате госпошлины (2000 руб.).

Регистрационные действия проводятся посредством подачи заявления и пакета документов в МФЦ. Срок исполнения — 10 дней с момента подачи заявления.

Полезное видео

Что еще нужно знать о получении разрешения на строительство, смотрите в видео:

Заключение

Строительство — трудоемкий процесс как в оформлении документов, так и в соблюдении обязательных нормативов. Все согласования, начиная от получения Разрешения и заканчивая регистрацией в Росреестре — это утвержденные законом мероприятия, итогом которых должен быть безопасный в эксплуатации объект недвижимости как для людей, так и для окружающей среды.

Разрешение на строительство: пошаговая инструкция по оформлению документов

Что такое разрешение на строительство? Всегда ли оно нужно? Как его получить и чем грозит чего отсутствие? На эти и другие насущные вопросы мы ответим в нашей статье.

Содержание
  • 1. Разрешение на строительство: основные вопросы
  • 2. Категории и назначения земель
  • 3. Нужна ли проектная документация?
  • 4. Разрешение на строительство без проектной документации
  • 5. Как получить разрешение на строительство?
  • 6. Когда разрешение на строительство не требуется?
  • 7. Заключение

Разрешение на строительство: основные вопросы

  • какой участок под строительство мы приобрели;
  • что такое разрешение на строительство;
  • какие документы необходимы, чтобы получить разрешение на строительство;
  • порядок получения разрешения и т.д..

Вопросов возникает много, причем, все они неоднозначные, – и для этого есть множество причин. Одна из них – появление различных видов частной собственности, которая на законодательном уровне приобрела свой статус. Теперь имущество, принадлежащее гражданину, может, к примеру, быть подарено или передано по наследству.

Все эти обстоятельства повлекли за собой изменения и дополнения, которые нашли отражение в новом Градостроительном кодексе.

Если внимательно ознакомиться с документом, изучить его статьи, многие противоречия разъяснятся. Именно поэтому ГК является основным нормативно-правовым актом в сфере индивидуального жилищного строительства. На него мы и будем ориентироваться, обсуждая такой значимый этап, как разрешение на строительство.

Если не хочется углубляться в правовые нормы, можно обратиться за консультацией в юридическую компанию, специалисты которой расскажут, что нужно делать для получения требуемого документа. Достаточно в поисковой системе ввести запрос «Разрешение на строительство», и получить целый перечень профильных фирм.

как получить разрешение на строительство

И всё же нам кажется, что перед обращением к консультантам следует попытаться самому разобраться в вопросе. Поверьте, получить разрешение на строительство вполне по силам каждому. Главное, понять последовательность действий, и мы вам сейчас об этом подробно расскажем. Процесс строительства загородного дома

Категории и назначения земель

И так, вы приобрели земельный участок под строительство. Для начала давайте разберемся, что он из себя представляет и к какой категории земель относится. Информация должна быть прописана в кадастровом паспорте (плане, выписке).

Если строительство дома осуществляется на участке, относящемся к «землям населенных пунктов» и предназначен «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС) или «под обслуживание и эксплуатацию жилого дома», все очень просто – бери и строй.

На заметку! Вид разрешенного использования участка позволяет строительство жилого дома, если участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и расположен в границах населенного пункта, но запрещает делать это на садовом или огородном участке.

Если участок попадает под определение «земли сельскохозяйственного назначения», требуется перевод в нужную категорию. Это вполне реально. Забегая вперед скажем, что даже в том случае, когда дом построен без разрешения на территории садоводства, есть шанс зарегистрировать право собственности и прописаться в доме. Правда, только по суду.

разрешение на строительство дома на участке

Если вам попалась земля особо охраняемых территорий, обороны, связи и т.д., здесь перевод в другую категорию обычно сопряжен со значительными сложностями. А в отдельных случаях вообще невозможен. Соответственно, вам смогут не выдать разрешение на строительство. Образец разрешения на строительство дома

Нужна ли проектная документация?

После того, как разобрались с категорией земли и видом разрешенного использования, появляются новые и не менее важные вопросы. К примеру, можно ли строить частный дом без проекта и можно ли в этом случае получить разрешение на строительство.

Разрешить все противоречия нам поможет Градостроительный кодекс РФ. Открывая статью 48 “Архитектурно-строительное проектирование”, пункт 3, 4 и 5, читаем следующее:

Пункт 3

– Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Читайте также:
Российские холодильники: описание с фото, отзывы, плюсы и минусы

Пункт 4

– Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Пункт 5

– Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.

  1. Количество этажей будущего дома не превышает 3-х/
  2. Дом предназначен для проживания не более одной семьи

Следовательно, в большинстве случаев для строительства частного дома проектная документация не требуется, но иногда отсутствие проекта на строительство дома может добавить вам головной боли из-за недопонимания между подрядчиком и заказчиком.

Разрешение на строительство без проектной документации

Следующий вопрос: возможно ли получить получение разрешение на строительство при отсутствии проектной документации. Ответ содержится в ст. 51 ГК РФ:

Пункт 1

– разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пункт 9

– в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

Пункт 10

– не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Пункт 11

– Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство.

Пункт 14

документы для разрешения на строительство

– отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. План расположения построек на участке

Пункт 15

– Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы.

Пункт 18

– Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Пункт 19

– Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

  • границ участка;
  • красной линии застройки;
  • границы допустимых зон строительства жилых зданий;
  • допустимых зон размещения хозяйственных построек и так далее.

разрешение на строительство дома на собственном участке

Предполагаемые габаритные размеры будущего дома необходимо указать самому. Проект дома (ИЖС)

Как получить разрешение на строительство ИЖС?

Ознакомившись со статьями 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, можно сказать, что разрешение на строительство индивидуального жилого дома – это документ, выдаваемый в установленном законом порядке и подтверждающий соответствие проектной документации градостроительному плану и проекту планировки территории.

На заметку! Для ИЖС разрешение на строительство является одним из самых необходимых документов. Более того, без разрешения на строительство ИЖС может попросту оказаться под угрозой, так как без него невозможно, например, взять кредит на строительство и многое другое.

Опираясь на основные пункты статей 48 и 51 Градостроительного Кодекса РФ, представленные выше, обсудим, какие документы необходимы для строительства индивидуального жилого дома.

Какие документы нужны, чтобы получить разрешение на строительство ИЖС?

Сначала нужно определиться с понятием ИЖС. Индивидуальное жилое строение – это отдельно стоящий дом высотой не более 3 этажей, предназначенный для проживания не более одной семьи. Причем, возведение на участке домов смешанной этажности и таунхаусов не допускается.

  • Правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о собственности или на право аренды и кадастровый паспорт земельного участка).
  • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
  • Схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, согласованная с районным архитектором.
  • Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции индивидуального жилого дома с приложением правоустанавливающих документов на жилой дом.
  • Паспортные данные застройщика.
  • По желанию застройщика, проектная документация. При этом рекомендуется иметь архитектурный паспорт проекта дома.
Читайте также:
Расширительный бак для отопления закрытого типа. Давление. Расчет

Архитектурный паспорта проекта дома

  • титульный лист;
  • общие данные;
  • ведомость чертежей;
  • пояснительная записка;
  • планы этажей;
  • план кровли;
  • фасады и разрезы.

Архитектурный паспорт проекта нужен не только для получения разрешения на строительство. Его также удобно использовать для определения предварительной стоимости дома. Паспорт ни в коем случае не заменяет проект, так как даже при грамотном подходе к строительству построить дом по архитектурному паспорту нельзя.

Но, при небольшом бюджете строительства, иногда лучше сначала сделать предварительную оценку, чтобы не ошибиться с выбором проекта для реализации.

На заметку! В соответствии с пунктом 10 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, требование иных документов в целях получения разрешения на строительство от застройщика объекта ИЖС не допускается.

Что проверяет администрация при получении документов?

  • проверка по наличию всех документов, прилагаемых к заявлению;
  • проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта ИЖС требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) красным линиям.

Застройщик вправе запросить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции. В связи с этим, будет проведена проверка соответствия проектной документации (ПД) или схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) на соответствие требованиям, установленным в разрешении на строительство.

Если Вам не выдают разрешение на строительство, значит, должны выдать мотивированный отказ в выдаче данного документа. Причинами отказа в выдаче разрешения на строительство может быть либо представление неполного пакета документов, либо несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Отказ в выдаче разрешения на строительство – это документ, который может быть обжалован в суде. Если Вам не выдают разрешение, то обязательно нужно получить документ об отказе.

На заметку! Обращаем Ваше внимание, что в соответствие с Градостроительным кодексом выдача разрешения на строительство осуществляется бесплатно. Срок действия разрешения на строительство индивидуального жилого дома – 10 лет.

разрешение на капитальное строительство

Установленная форма заявления для получения разрешения

Чем подтверждается разрешение на строительство?

  • подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), а в отсутствии градостроительного плана – разрешенному использованию участка;
  • дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов недвижимости, а также капитальный ремонт.

При продаже участка новому собственнику получать разрешение на строительство уже не нужно, если только не истек десятилетний срок его действия. Потому как разрешение не привязано к конкретному лицу, оно действует в отношении участка в целом.

Что делать, когда разрешение на строительство получено?

  1. О высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства.
  2. О сетях инженерно-технического обеспечения (технические условия ТУ на подключение).
  3. Разделы проектной документации или схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В дальнейшем, все эти сведения включаются в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.

градостроительный разрешение на строительство

Читайте также: Строительство домов из газобетона: комфорт по выгодной цене Градостроительный план-чертеж

Где можно получить разрешение на строительство ИЖС?

  • По общему порядку – в орган местного самоуправления района, в котором расположен земельный участок.
  • Если проводятся работы, связанные с использованием недр, – в Министерством природных ресурсов и экологии РФ и его территориальные представительства.
  • Если на объекте используется атомная энергия – в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и так далее.

На заметку! Полный перечень органов, уполномоченных выдавать разрешения, перечислен в Градостроительном Кодексе РФ.

Необходимо также знать, что при индивидуальном жилищном строительстве (ИЖС) может возникнуть ситуация, связанная с тем, что вы по каким-то причинам начали индивидуальное жилищное строительство без разрешения.

  • если вы планируете взять кредит в банке на строительство, то в числе подтверждающих документов, банк может потребовать разрешение на строительство;
  • если во время строительства на дачном участке решается вопрос газификации и её подключения, то вам также потребуется разрешение на строительство и т.д..

Когда разрешение на строительство не требуется?

  • Строительство гаража, если участок предоставлен собственнику не для осуществления предпринимательской деятельности.
  • Строительство сооружения для вспомогательного использования.
  • Изменение объектов строительства или их частей, если это не приводит к существенным изменениям.
  • Иные случаи, предусмотренные законодательством.

На заметку! К строительству можно приступать сразу после получения разрешения на строительство или реконструкцию жилого дома. После завершения строительства постройку необходимо ввести в эксплуатацию зарегистрировать.

разрешение на строительство объекта капитального строительства

Реализованный проект ИЖС из натуральных материалов

Заключение

  • собрать документы на земельный участок и убедиться в их достоверности;
  • в отделе по архитектуре заказать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);
  • обратиться в проектную организацию и, представив туда ГПЗУ, с её помощью подготовить схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ);
  • документы на участок, ГПЗУ и подготовленную СПОЗУ представить в отдел по архитектуре для получения разрешения на строительство.

Далее, можно приступать к самому интересному и важному – строительству дома своей мечты.

Безусловно, оформление документов занимает много времени и требует как моральных сил, так и определенных финансовых затрат.

Но без разрешения на строительство при дальнейшем вводе жилья в эксплуатацию могут возникнуть проблемы. Поэтому советуем подготовиться заранее, чтобы застраховать себя от возможных проблем и неприятных хлопот в будущем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: