Разновидности вагонки. Преимущества и отличия материалов : описание и особености, фото

Стены

Деревянная вагонка – натуральный экологически чистый материал, обладающий отличными эксплуатационными характеристиками. Используется вагонка не только для внутренних, но и для наружных отделочных работ. С его помощью можно придать оригинальный вид даже самому невзрачному помещению. Обшитые деревом стены создают атмосферу домашнего уюта и тепла.

История происхождения материала

Согласитесь, странное название для материала – вагонка. Почему именно так, а не иначе? Все просто: ранее транспортные железнодорожные вагоны обшивались деревянными рейками. В последствие эти рейки нередко использовались для обшивки помещений. Отсюда и произошло обобщенное название деревянных материалов, используемых для наружной и внутренней отделки зданий – «вагонка».

Преимущества материала

Вагонка – прежде всего материал натуральный. Он не только украшает, но и утепляет. Помещение, отделанное вагонкой, дышит, создается естественный микроклимат. Ведь при избытке влаги дерево ее впитывает, а при нехватке – выделяет. Приятный аромат витает в воздухе и дает ощущение естественности и уюта. В ситуации, когда вокруг все больше искусственных материалов, вагонка стремительно набирает обороты и не уступает своим конкурентам. А в некоторых случаях – именно ей отдают предпочтение те, кто не гонится за модой, а предпочитает качество и безопасность.

Итак, к преимуществам вагонки можно отнести:

  • безопасность;
  • натуральность;
  • легкость обработки;
  • долговечность;
  • устойчивость к гниению
  • теплоизоляция;
  • звукоизоляция;
  • красивый внешний вид;
  • возможность спрятать под панелями провода и коммуникации.

Кроме всего прочего, материал еще и является экологически чистым материалом.

Вагонка деревянная – особенности производства

Производство деревянной вагонки – довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Качество полученного материала всецело зависит от строгого соблюдения производственной технологии.

Основные этапы производства вагонки:

  • изготовление обрезной доски;
  • сушка ее промышленным способом;
  • работы по пропилке пазов (пазо-гребневое соединение);
  • шлифовальные работы по обработке деревянной вагонки;
  • сортировка.

Классификация – виды деревянной вагонки

Классификация материала осуществляется согласно следующим параметрам:

  • порода материала;
  • сорт древесины;
  • профиль;
  • размер изготовляемых панелей.

Для производства вагонки используются как хвойные, так и лиственные породы. Чаще всего это:

Древесина первой категории: сосна, лиственница, ель, кедр; второй категории: ясень, липа, бук, ольха и пр.

Сорта древесины, используемые для производства вагонки:

Самым высококачественным сортом является экстра – материал абсолютно не имеет дефектов (сердцевина, скол и пр.).

Материал класса «A» также не содержит сердцевины, но на его поверхности все же могут иметься отдельные сучки (не более одного на 1,5 м2); допустимо также наличие на данной площади не более дух смоляных карманов и небольшой несквозной трещинки.

К классу «B» следует отнести материал с наличием следующих дефектов на площади 1,5 м2: 4 сучка, 2 смоляных кармана, 2 несквозные трещины, 1 пятно контрастной окраски.

Вагонка класса «C» может иметь следующие дефекты:

  • невыпадающие сучки, диаметр которых не должен превышать 25 мм;
  • 2 смоляных кармана, размер каждого – не более 5х50 мм;
  • несквозные трещины (длина не должна превышать 5% длины);
  • 1 пятно контрастной окраски, площадью, не превышающей 15 см2;
  • полосы контрастного цвета (не более 5% площади);
  • мелкие механические повреждения.

По виду профиля материал разделяют на вагонку и евровагонку. В чем различие между вагонкой и евровагонкой? Понятие евровагонка появилось относительно недавно. Внешне этот материал практически ничем не отличается от привычной вагонки. Единственное различие заключается в том, что евровагонка изготавливается в соответствие с европейским стандартом DIN 68126, о отечественная – в соответствие с нашими стандартами ГОСТ 8242 — 88. Следовательно, зарубежный аналог считается более качественным продуктом, чем отечественный. Стоимость деревянной вагонки, произведенной на территории нашего государства, несколько ниже.

Евровагонка: типы профиля:

  • стандарт;
  • софтлайн;
  • блок хаус;
  • ландхау;
  • американка.

Наиболее востребованным и популярным является материал типа блок хаус. Используется этот тип для внутренней и наружной отделки помещений. Внешне вагонка блок хаус выглядит как оцилиндрованный брус.

Деревянная вагонка от отечественных производителей должна соответствовать следующим критериям:

  • ширина доски не должна превышать 150 мм;
  • длина доски не должна превышать 6000 мм;
  • толщина доки колеблется в пределах 12-25 мм.

Стандарты евровагонки значительно более строгие. Толщина материала должна составлять 13, 16 или 19 мм, при ширине – 80, 100, 110, 120 мм, соответственно. Длина одной доски варьируется в пределах 500-6000 мм.

Особенности применения вагонки

Простота монтажа также является немаловажным фактором – крепление деревянной вагонки осуществляется пазо-гребневым способом. При наличии необходимых инструментов работать с материалом может практически каждый, кто когда-либо держал молоток в руках.

Ввиду того, что материал отличается эстетическим внешним видом и долговечностью, вагонка имеет довольно широкую область применения. При обшивке дома снаружи вагонку укладывют горизонтально, начиная снизу. Обшивочные доски укладываются одна на другую, а стиыки обрабатываются полиуретановой мастикой. Такой способ обеспечит гидро-, звуко- и термоизоляцию.

Для отделки внутреннего помещения вагонку укладывают на стены и в вертикальном, и в горизонтальном положении. В бане чаще всего вагонку укладывают вертикально, чтобы в пазах не скапливалась вода. Очень важно обеспечить вентиляцию. Для этого от пола и от потолка нужно оставлять отверстия для поступления воздуха. А 20-40 см от пола вообще не покрывают вагонкой, чтобы уберечь ее от излишней влажности.

Читайте также:
Пристроить балкон на первом этаже: документы

Как крепить деревянную вагонку?

В процессе монтажа вагонки следует помнить основное правило: прежде чем крепить вагонку, проверьте, насколько ровные стены в вашем доме.

Очень сложно найти действительно ровные стены. Если в этом параметре вы уверены, то вполне можно укладывать вагонку на стену. Но идеально выполнить облицовку можно будет только в том случае, если рейки вагонки будут крепиться на обрешетку из деревянных брусьев. При необходимости между брусьями обрешетки можно поместить теплоизоляционный материал.

Итак, рейки закрепляют на стене с шагом в 0,5 – 1 метр (при горизонтальном расположении вагонки рейки крепятся вертикально, а при вертикальном – горизонтально). Во время процесса нужно активно использовать уровень или отвес. Делается это с тем, чтобы рейки могли создавать идеально ровную поверхность для крепления вагонки. Уровнем выставляют и закрепляют верхнюю и нижнюю планки. На них натягивают нити и уже всю остальную отделку вагонкой проводят с ориентацией на них.

Крепят материал с помощью крепежных материалов: гвоздей, шурупов, дюбелей, скоб (кляймеров). Если крепить вагонку на потолок, то нужно параллельно использовать и кляймеры, и шурупы.

Обратите внимание: от того, насколько качественно выполнена обрешетка, всецело зависит качество отделки помещения в целом. Начинают этот процесс выполнять из угла. Тогда получится уложить вагонку ровно и без изъянов. Для завершающего этапа укладки вагонки в углах используют деревянные уголки, а возле окон и дверей – наличники из реек.

Чем обработать деревянную вагонку?

Еще перед началом монтажных работ вагонку нужно покрыть защитным антисептирующим составом. Это предотвратит появление плесени и поможет значительно увеличить срок службы материала, защитит от загрязнения и воздействия ультрафиолета. Одним словом, если вы не хотите, чтобы обшитые вагонкой стены поменяли цвет и внешний вид, их нужно обрабатывать. Только после специальной обработки поверхность можно покрыть лаком или окрасить. Если помещение будет обшито вагонкой с внешней стороны, то подобное покрытие нужно наносить ежегодно.

Покраску деревянной вагонки следует осуществлять лаком или специальной краской для дерева. При выборе таковой нужно также учитывать тип и назначение помещения.

Так, для внутренних помещений не используют нитролак, а преимущество отдают алкидным и водоразбавляемым лакам. С их помощью можно сделать поверхность как матовой, так и глянцевой.

Если взять во внимание составы Uviwax (Германия, марка «Осмо») и Панели-Ясса (марка Тиккурилы), то можно сохранить естественный оттенок дерева, облагородить его, сделать поверхность шелковистой. Блеск будет или нет, зависит от вида лака, зато все свойства древесины после обработки сохраняются: и дерево дышит, и деревянная поверхность становится грязе- и влагоустойчивой.

Деревянная вагонка в интерьере

Популярность такого материала для создания современного функционального интерьера внутри помещения растет изо дня в день. Вагонка прекрасно сочетается практически со всеми ныне существующими отделочными материалами. Наиболее часто вагонка используется для отделки бань, лоджий и балконов.

С ее помощью можно оборудовать панели в квартире или офисе, а загородный домик сделать изысканным особняком.

При внутренней отделке вагонкой можно зрительно расширить пространство и сделать потолок выше. Все зависит от расположения досок: вертикально уложенная вагонка делает потолки зрительно выше, горизонтально уложенная – расширяет пространство.

Как ухаживать за вагонкой?

Мочить вагонку не рекомендуется. Пыль убирается сухой тряпкой или с помощью пылесоса. Если появились пятна, то их можно обработать слабым растворителем. Периодически вагонку нужно обрабатывать защитными составами – антисептиками и антипиренами.

И отдельно взятое помещение, и целый дом, стены которого обшиты вагонкой, подарят своим хозяевам тепло и уют. Выбирайте натуральные материалы. Одним из наиболее востребованных и эстетичных и является вагонка.

Дизайн внутри помещения – это единое целое, состоящее из многих деталей. И немаловажную деталь внутреннего дизайна представляет собой напольное покрытие. Как вариант высшего уровня можно рассмотреть ламинат 34 класса. Престижный ламинат для требовательного покупателя.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

Читайте также:
Простые и красивые схемы вязания салфеток крючком для начинающих

история вагонки

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

вагонка

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

классы вагонки

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка ясеня

вагонка из ясеня

тропическая вагонка

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

  • Евровагонка
  • Штиль
  • Софлайн
  • Американка
  • Блок-хауз
  • Ланд-хауз

виды вагонки

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия». Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

размер вагонки

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины — 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Разберемся в сортах вагонки

Любой строительный материал имеет свои разновидности. Качество зависит от множества факторов, среди которых плотность, устойчивость к повреждениям, долговечность и проч. Для изделий из древесины этот список заметно расширен, ведь неоднородность дерева, особенности сорта, проблемная обработка заметно влияют на способ и простоту обработки. Сорта вагонки используются для быстрой классификации материалов. Зная особенности каждого из них, можно быстро подобрать оптимальный строительный материал для выполнения конкретной задачи и при этом неплохо сэкономить.

Сорт вагонки

Определение сорта производит специальный сотрудник технического отдела еще на стадии производства. Производя ряд тестов, этот человек сортирует готовую продукцию на 4 категории, которые позже поступят в продажу.

Сорт вагонки: определение

В паспорте на товар из дерева присутствует несколько ключевых параметров, от которых зависит сфера применения материала:

  • Материал изготовления;
  • Тип замка;
  • Габариты;
  • Сорта вагонки.

Материал изготовления — порода дерева, которую использовали для распила. От нее зависит цвет естественный цвет, общие физические характеристики (прочность, надежность, возможность применения в помещениях с особым микроклиматом).

Тип замка указывает на особенность крепежа и возможность комбинировать данный отделочный материал с другими. Данный параметр может не указываться в паспорте. Доска из березы и липы с одинаковым замком и толщиной листа может быть использована для отделки стены попеременно — это допустимо для ряда проектов. Также тип замка влияет на внешний вид плоскости: расстояние между «берегами» впадин между доской. Ламели «Штиль», например, позволяют создать абсолютно ровную плоскость благодаря скрытому замку и креплению стык-в-стык.

Габариты — общие размеры изделия. Длина, ширина, толщина листа указываются в миллиметрах. Пример 150х15х2000 — соответственно, ширина, толщина, общая длина ламели.

Сорт вагонки — что это значит? Начнем с того, что сорт определяется исходя из уже обозначенных характеристик.

Ключевыми для определения являются порода дерева, габариты, качество распила, естественные характеристики листа: наличие сучков, трещин, сколов, проч.

Классификация вагонки

Особенности разных сортов деревянной вагонки

Деревянная вагонка делится на 4 больших подтипа. Они могут носить разные названия, но суть остается прежней: от самой плохой до почти идеальной:

  1. С или 3й;
  2. В или 2й;
  3. А или 1й «Премиум»;
  4. «Экстра».

Также стоит отметить, что от сорта зависят не только внешний вид и простота монтажа, но также особенности эксплуатации, возможность установки в помещениях с уникальным микроклиматом, тонкости обработки, дальнейшего ухода. Подробный обзор необходимо начать от наиболее предпочтительной к откровенно плохой.

Сорт материала

Вагонка сорта Экстра

Это практически идеальные листы из древесины средней плотности. Имеет красивый внешний вид, практически не имеет дефектов. Установка отличается простотой — собрать отделку стены при помощи скрытых скоб-кляймеров можно за несколько часов. Внешний вид такой вагонки, как правило, не портят гвоздями и саморезами. Экстра может использоваться для отделки любых помещений, ввиду своей устойчивости к влаге, температуре, бактериям. Дополнительная обработка подразумевает нанесение ровного слоя антисептика на водной основе, гидроизорлятора, финишного слоя декоративного лака, реже — цветной полупрозрачной краски.

Этот сорт выбирают для создания уникального дизайна жилого помещения: спален, гостиных, мест отдыха, реже — кухонь, бань, баров, бильярдных или других узкоспециальных помещений. Отделка служебных помещений древесиной высшего сорта нецелесообразна — стоимость одного куба такой отделки очень высока.

Это идеальный отделочный материал, который своими характеристиками превосходит большинство конкурентов.

1й сорт или «Премиум»

Главное отличие от ламелей Экстра в наличии крупных сучков и минимальных трещин. Вагонка такого типа также может быть использована для отделки жилых помещений любого типа. Перед ее установкой список необходимых защитных составов может пополниться специальной шпаклевкой по дереву, которой затирают наиболее опасные части ламели: вокруг сучка, в месте небольшой трещины.

Длина ламели может достигать 6000 мм. Ее вырезают из сердцевины крупных деревьев возрастом более 30-40 лет. Главное преимущество 1-го класса — возможность вырезать из доски фрагмент, ничем не уступающий Экстра. Если сучок или другое проблемное место располагается недалеко от конца доски, его можно отрезать ручной циркулярной пилой или лобзиком.

Премиум вагонка

При отделке большого помещения со сложной геометрией (например — мансарда) комбинируют Экстра и Преимиум сорта вагонки, где более совершенные, с точки зрения эстетики, доски используют для плоскости стены, а Премиум разрезают на небольшие фрагменты, которыми зашиваются наклонные плоскости, стены за батареей. Из первого сорта можно быстро собирать мебель и фурнитуру. Разнообразные шкафчики будут иметь меньшую себестоимость, если использовать качественно разрезанную доску. Внешний вид не будет выделяться на фоне практически идеальных стен из Экстра.

Уход за таким покрытием предполагает регулярное мытье от грязи при помощи мыльного раствора. Покрывать ламели можно как бесцветным лаком, так и матовой краской. Именно сорт Премиум рекомендуется для отделки помещения, в котором предполагается использовать контрастные цвета. Темные оттенки хорошо скрывают сучки, при этом заказчик заметно экономит на стоимости материалов, а у мастера нет лишних проблем с установкой и подгонкой ламелей даже в проблемных местах.

Классификация вагонки

2й сорт вагонки

Материал этого сорта уже имеет видимые изъяны в виде обилия сучков, трещин (до 3см длинной), сколов. Эта вагонка считается наиболее выгодной для отделки нежилых помещений — коридоров, кладовых, прихожих и т. д. Главная проблема такой вагонки в структуре дерева: допускаются сучки небольшого размера, которые считаются «проблемными». Через несколько лет эксплуатации, из-за процесса естественной сушки дерева, сучки могут буквально «выпадать», трещины — становиться больше.

Однако даже вагонка 2-го качества считается приемлемой для использования в квартире.

Она имеет хорошо вырезанные замки, ее сборка не доставит сложностей опытному мастеру.

С точки зрения декоративного использования, ламели 2-го сорта представляют интерес для дизайнеров благодаря необычному неоднородному узору, составленному из случайного чередования сучков, видимых волокон дерева и т. д. 2-й сорт является отходом от производства вагонки Премиум класса или выпиливается из внешнего кольца древесного ствола.

3й-сорт вагонки

Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:

  • Крупные трещины;
  • Сколы, неровности;
  • Неправильно пропиленный замок;
  • Чрезмерная кривизна доски;
  • Некрасивая фактура.

3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.

Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.

Классификация вагонки

Габариты третьего сорта — еще один параметр, сдерживающий заказчиков от приобретения.

Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.

Выбор оптимального материала для отделки

Как ни странно, Экстра пользуется меньшей популярностью среди заказчиков и строителей, чем Премиум. Небольшие допуски на 1м сорта полностью компенсируются невысокой средней ценой за куб вагонки. Возможность покраски любым типом краски или лака, долгий срок службы, красивый внешний вид все же остаются главными параметрами для заказчиков.

Экстра идеально впишется в дизайн офиса серьезной компании или подойдет для дома крупного бизнесмена. Отделка комнат в квартире этим материалом также возможна. Примеры дизайна комнаты, отделанной разными сортами вагонки, можно увидеть в тематическом альбоме на нашем сайте.

Для отделки банных, бань, мансард и других помещений второго порядка лучше использовать 1-й сорт вагонки. При правильном покрытии защитными средствами доска обеспечит 15-20 лет верной службы даже в условиях частого перепада температур, повышенной влажности.

3-й сорт имеет толк брать только для помещений третьего порядка — небольших кладовок, сараев, гаражей. Это очень неблагодарный материал, и даже низкая цена не становится главным выбором для бюджетных заказчиков. Также стоит учитывать мнение мастеров, которые могут отказаться работать с низкокачественным материалом. Может оказаться так, что даже при закупке необходимого количества листов + 20 % на случай отхода или брака вагонки не будет достаточно для отделки помещения из-за проблем с подгонкой.

Распространенные вопросы и ответы на них

В: Можно ли смешивать вагонку 1-го сорта со 2-м?

О: В теории, да. Однако, с практической точки зрения, это не обязательно. Разница в цене между ними не большая, а потому лучше приобрести достаточное количество доски Премиум класса.

В: Какие сорта вагонки лучше выбрать для отделки потолка?

О: Все зависит от площади. Для потолка на балконе или лоджии неплохо подойдет даже 2-й сорт вагонки. Если резать ламели так, чтобы максимально убрать проблемные сучки, то покрытие справится со своей задачей отлично.

Но для большой комнаты лучше остановиться на 1-м сорте из легких пород дерева. Стоит учесть то, что лишний раз делать отверстие в потолке чревато последствиями, а вес самой конструкции должен быть минимальным. Тонкая вагонка 1-го качества отлично выполнит свою задачу.

Если стоит задача не выбиться из общего дизайна, и заказчик требует вагонку Экстра, то стоит закупить листы минимальной толщины, вырезанные из дерева мягкой породы. Подобрать оптимальный цвет можно с помощью специальной палитры древесины, или прокрасив установленные ламели темным оттенком.

В: Как можно быстро рассчитать необходимое количество разных сортов вагонки для отделки большого помещения?

О: Если комната имеет необычную геометрию, достаточно поочередно вносить параметры каждой стены или фрагмента в калькулятор и высчитывать необходимое количество доски для отделки. Стоит отметить, что большинство складов не станут поставлять отдельно 3-4 листа конкретного сорта для заказчика. Если и комбинировать вагонку — стоит остановиться на двух типах: 1й и 2й или 1й и Экстра.

В: Есть ли разница между сортом А и 1м?

О: Это просто особенность номенклатуры. Они ничем не отличаются, ведь стандарт доски для всех предприятий один.

При заказе вагонки из-за рубежа в паспорте, скорее всего, будет указана буква. При заказе в России — число.

Также иногда производители или дистрибьюторы путают вагонку Экстра и Премиум. Стоит внимательно изучить внешний вид товара на предмет сучков. Если их нет — это доска высшего качества. Если есть, но крупные — это Премиум. Если присутствуют мелкие сучки — стоит сразу же менять своего поставщика. Скорее всего, вас пытаются обмануть.

Описание видов вагонки

Изобилие разнообразных современных материалов для отделки помещений не затмило давно известную всем вагонку.

Технология производства деревянных планок многократно совершенствовалась и в настоящее время обеспечивает изготовление продукции, которую можно использовать как для внешних, так и внутренних строительных работ.

Обшивка поверхностей упрощена благодаря удобному оформлению стыковочных мест планок. Ассортимент, представленный на рынке, позволяет выбрать вид вагонки с приемлемой для каждого заказчика ценой, подходящим под интерьер внешним видом.

Не забудь поделиться с друзьями!

Общее представление

Специфическое отечественное название для планок из древесины сохранилось со времен обшивки ими товарных вагонов. Уже долгое время грузовой железнодорожный транспорт оформляют иначе, а название крепко укоренилось в разговорном языке.

Сейчас вагонкой называют дощечки с пазами и шипообразными выступами, позволяющими делать облицовку быстро и качественно. В Европе такого термина нет, изделие относят к классу профилированных досок и выпускают по соответствующим стандартам, в которые заложены более жесткие требования, чем в отечественные ГОСТы.

Вагонка, изготовленная по евронормативам, обладает заметными достоинствами:

  • разнообразный рисунок, позволяющий подобрать изделия под любой интерьер;
  • широкие, удобные для соединения шипы;
  • удачное соотношение толщины и других размеров планок;
  • идеально отшлифованная поверхность;
  • показатели влажности (не более 15 %), обеспечивающие продолжительную сохранность.

Продукция классифицируется в зависимости от качества древесины, способа ее обработки, потребительских характеристик. Вагонка для наружной отделки хозяйственных построек, жилых домов подвергается высокой нагрузке атмосферных факторов, поэтому ее дополнительно обрабатывают – грунтуют, красят, наносят лак или иное защитное покрытие. В связи с этим к ее внешнему виду требования менее жесткие, чем к виду вагонки для внутренней отделки.

Виды профилей и размеры

За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

Стандарт

Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

Евровагонка

Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

«Штиль»

Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

«Софтлайн»

Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

«Американка»

Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

«Блок-хаус»

Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

«Ландхаус»

Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

Двусторонняя вагонка

При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

Срощенная вагонка

Это единственный вид ламелей, не имеющих шпунтованных торцов. Ее боковины срезают фрезой, а затем при монтаже склеивают термопластичными клеящими средствами. В результате получается цельное полотно без швов, имеющее необходимые размеры. Срощенное покрытие не коробится и не изменяется со временем; таким способом можно подобрать красивый однородный рисунок по всей площади.

Среди недостатков этого вида материала заметна нестойкость клеевых швов к влиянию влажного воздуха и повышенной температуры, поэтому обычную срощенную продукцию в банях укладывать, однозначно, не стоит. Европейские нормативы предусматривают подразделение материала на группы по возможности длительной эксплуатации в тех или иных условиях:

  • продукцию D 1 рекомендуют укладывать только внутри помещений с влажностью, не превышающей 15 %;
  • D 2 может присутствовать в комнатах, где возможно кратковременное, ненарочное превышение влажности;
  • D 3 может эксплуатироваться в помещениях с предсказуемой повышенной концентрацией водяных паров, например на кухнях;
  • D 4 выдерживает сырость, потоки воды, высокую влажность на протяжении долгого времени. Таким видом вагонки можно обшивать внутреннее пространство бани, выполнять после предварительной подготовки наружную облицовку.

Срощенными ламелями облицовывают любые поверхности. При этом в зависимости от места будущего расположения опытные мастера отдают предпочтение разным видам древесины.

На пол стараются укладывать обшивку из дуба, потому что он имеет очень высокую твердость и стойкость к истиранию. Для бани многие хозяева стараются купить осиновую продукцию светлого, предпочтительно белого, цвета.

Профили из лиственницы нормально переносят влияние улицы, их укладывают на балконы, террасы, веранды. Профилями из лиственницы после обработки можно облицевать наружные стены, клеевой шов становится более стойким под воздействием защитных средств.

Из древесины хвойных пород получить качественный материал непросто потому, что она имеет много сучков. Стоимость таких планок для сращивания бывает выше, чем остальных древесных профилей. Покупателю нужно быть готовым заплатить за этот вид продукции немалую цену, ни один производитель не поставляет на рынок хорошую и дешевую срощенную вагонку.

Сорта

Для производства древесных планок используют разные породы деревьев, сорта сырья, формы обработки поверхностей, что обуславливает существование разных сортов изделий. Выбирать продукцию гораздо легче, имея представление о специфических особенностях материала, его технических характеристиках, предполагаемых условиях эксплуатации.

При определении сортности продукции зарубежные производители опираются на европейские нормативы, отечественные – как на европейские, так и на собственные стандарты, разработанные с учетом требований ГОСТа.

Экстра

Лучшая продукция обозначается как экстра. Потребители старой закалки называют эту категорию высшим сортом. Вагонка максимально высокого сорта практически не имеет дефектов: червоточных или обзольных пятен, синевы, прорости, участков с гнилью. В большинстве случаев к этой категории относится срощенный материал, потому что в массиве цельного дерева, будь это липа, лиственница или другие хвойные породы, крайне сложно найти большое количество идеального сырья.

Ламели высшего сорта имеют абсолютно гладкую поверхность без сучков, пятен, сколов, трещин; ее упаковывают вакуумированием в пленке для исключений повреждений при транспортировке и хранении. Продукцию следует очень осторожно закреплять, используя специальные клеи. Грамотно смонтированная облицовка, покрытая хорошим лаком, имеет элитный вид, является достойным украшением дорогих интерьеров.

А (первый)

Согласно давно привычной классификации, следующую группу изделий можно назвать продукцией 1-го сорта. Сейчас ее принято обозначать буквой А. В минимальном количестве она может иметь микроскопические трещины, смоляные вкрапления, не имеющие сквозного характера.

Размеры сучков регламентируются, диаметр не может превышать 15 мм, при этом сучки не должны быть пророщенными. Максимально допустимые размеры сучков черного цвета составляют 7 мм. Продукция данного сорта чаще всего используется для облицовки жилых и административных помещений; формирование достойного внешнего вида качественной поверхности можно завершить обработкой воском, маслом или просто лаком.

В (второй)

Ламели сорта В по привычке называют вагонкой 2-го сорта, что заранее информирует покупателя о возможном наличии небольших дефектов. На каждом участке с длиной, достигающей 60 см, могут присутствовать небольшие изъяны: трещинки, вмятины, сколы, с суммарной площадью не более 3 см. Размеры сучков и синеватых пятен также лимитированы, не должны занимать более 10 % площади планки.

Важно знать, что все указанные дефекты в продукции 2-го сорта не могут иметь сквозную форму. На это следует обратить внимание при осмотре. Для монтажа такой вагонки нужен опыт, потому что на торцах могут содержаться небольшие участки с непростроганной древесиной. Они не мешают стыковке, не портят внешний вид облицовки при правильном монтаже. Небольшие изъяны лицевой поверхности маскируют затирками, окрашиванием.

С (третий)

Планки сорта С имеют самые лояльные требования к качеству и низкие цены, применяются в основном для отделки технических помещений. Для монтажа такой продукции нужен опыт, большие усилия; в некоторой мере улучшить поверхность позволяет дополнительная работа по отделке, покраска.

На облицовке обычно имеются сучки, трещины, сколы, шероховатости в количестве, заметном невооруженным глазом даже при беглом осмотре. К сожалению, некоторые производственные предприятия в категорию С вводят полностью бракованный материал с неограниченным количеством серьезных дефектов, хотя по стандартам суммарная площадь пятен не должна превышать 20 %. Ограничений по количеству и форме сучков в таком виде продукции нормативные документы не содержат.

При выборе вагонки покупатель должен изучить не только сопроводительные сертификаты, но и самостоятельно хорошо осмотреть материал. К сожалению, у недобросовестных производителей и представителей торговли имеет место тенденция продать продукцию не самого лучшего качества по завышенным ценам. Для совершения покупки целесообразно обращаться к авторитетным поставщикам с положительной репутацией. Вагонка хорошего качества сделает поверхности привлекательными на долгие годы.

Виды вагонки – какая бывает вагонка?

Вагонка – это тонкая доска с соединением шип-паз. Она предназначена для обшивки зданий. В зависимости от породы дерева, материал используется в жилых комнатах, лоджиях, парных, банях, саунах.

Слово «вагонка» появилось во времена промышленной революции. Так называли тонкие профилированные доски, применявшиеся для обшивки вагонов. Позднее они получили современный вид, сохранив старое название.

Профили вагонки

За время существования вагонка получила множество типов сечения.

Стандарт

Вагонка СтандартПрофиль вагонки СтандартВагонки Стандарт в интерьере

Базовый профиль деревянной вагонки, имеющий трапециевидное сечение размером 12,5-15х96мм (допускаются отклонения, но не более 1мм). Лицевая и тыльная стороны доски параллельны. Причем последняя может иметь 2 неглубоких продольных надреза, предотвращающие коробление.

На одной кромке вагонки есть углубление, а на другой – выступ, образующие соединение «шип-паз». Чтобы упростить монтаж, а также компенсировать увеличение объема дерева, шип делается короче, чем паз.

Евровагонка

ЕвровагонкаПрофиль ЕвровагонкиЕвровагонка в интерьере

Применяется как для внешней, так для внутренней обшивки здания. Отличается от предыдущего типа углубленным соединением с увеличенной длиной «полки» (из-за этого изменяется рисунок доски: стыки становятся заметнее). На тыльной стороне вагонка имеет вентиляционные борозды. Они позволяют отводить влагу и предотвращают образование конденсата (еще одна функция углублений – уменьшение напряжения при перепадах температур). Благодаря такой конструкции, вся вагонка, обрешетка и утеплитель служат в несколько раз дольше.

Такая вагонка изготавливается по европейскому стандарту DIN 68126/86 (в России на профилированные доски распространяется ГОСТ 8242-88). Требования к качеству материала здесь выше. Ширина и толщина продукта также несколько отличаются.

Штиль

Вагонка ШтильПрофиль Вагонки ШтильВагонки Штиль в интерьере

Еще один тип профиля, изготавливаемый по российским стандартам. У этой вагонки «полка», характерная для евровагонки, практически отсутствует. Основным отличием «Штиля» являются закругленные углы. Из-за этого она выглядит лучше обычной. В остальном параметры доски совпадают с типом «Стандарт». Какую деревянную вагонку из этих выбрать – не так важно.

«Софтлайн»

Вагонка СофтЛайнПрофиль вагонки СофтЛайнВагонка СофтЛайн в интерьере

Этот тип профиля тоже обладает скругленными углами. Однако такая доска имеет удлиненную «полку», из-за чего соединения становятся более заметными. Размеры тоже отличаются: вагонка этого вида на несколько миллиметров уже.

«Американка»

Вагонка АмериканкаПрофиль вагонки АмериканкиВагонка Американка для фасада

Основное отличие «американки» в том, что лицевая и тыльная стороны доски не параллельны. Разница толщины может достигать 8 миллиметров (с уклоном 5 градусов). Из-за этого образуется иллюзия монтажа досок внахлест. Такая вагонка применяется в основном для наружной обшивки дома.

«Блок-хауз»

Вагонка Блок-хаузПрофиль вагонки Блок-хаузВагонка Блок-хауз в интерьере

Полукруглая вагонка с плоским основанием. Благодаря своей форме имитирует оцилиндрованное бревно. Применяется как для внутренней, так для внешней обшивки деревянного дома.

«Ландхауз»

Вагонка ЛандхаузПрофиль вагонки ЛандхаузВагонка Ландхауз в интерьере

Один из наиболее дорогих типов профиля. На лицевой стороне имеет сложный продольный рисунок, полученный путем фрезерования. Однако в продаже встречается доска, имеющая дополнительный поперечный узор (получается после обработки на цифровых станках). В основном «Ландхауз» используется для внутренней отделки помещений.

Какой из профилей выбрать – зависит в первую очередь от предпочтений и возможностей хозяев. Все эти виды имеют схожие свойства, но выглядят по-разному.

Сорт вагонки

Один из наиболее важных параметров, определяющих свойства вагонки, – ее сорт. В соответствии с российской классификацией, выделяется 4 типа досок.

Класс С

Вагонка сорт С

Самый низкий сорт доски, полученный после отбраковки материала более дорогих классов. Согласно ГОСТу, такая вагонка может иметь до 2 смоляных карманов, несквозные трещины (не более 5% от общей длины), пятна площадью до 15см2, неограниченное количество сучков. Благодаря низкой цене, используется в подсобных помещениях и гаражах.

Класс В

Вагонка сорт В

Более высокий класс доски, который уже может применяться для отделки дома. Цена такой вагонки несколько выше, но здесь также бывают дефекты (их можно исправить нанесением краски или цветного лака). Так, на каждые 1,5м2 допускается наличие не более 4 сучков (диаметр каждого – до 20мм), а также до 2 трещин.

Класс А

Вагонка сорт А

Доска высокого качества, подходящая для отделки лицевых стен. На 1,5м2 здесь может находиться до 2 несквозных трещин, а также не более 1 сучка (диаметр – от 5 до 15 мм). Такая вагонка для обшивки дома подходит оптимально.

«Экстра»

Вагонка сорт Экстра

Самый дорогой тип вагонки. Здесь полностью исключены дефекты, что существенно упрощает монтаж. Зачастую производители поставляют такой материал в вакуумных упаковках, а в комплект включают специальные крепления.

Какая бывает вагонка по европейскому стандарту

Для евровагонки применяется отдельная система оценивания. Она включает 3 класса: A, B, С. Высший сорт А может иметь сучки (в том числе выпадающие – диаметром до 5мм, 1шт на погонный метр), искривления (если не мешают сборке), сквозные трещины длиной до 95мм. Сорт B допускает наличие светлой синевы (до 10% площади), невидимого обзола (на тыльной стороне доски), сквозные трещины длиной до 300 мм. Сорт С может обладать любыми дефектами, кроме гнили.

Порода дерева: какую вагонку выбрать

Внешний вид деревянной вагонки зависит от породы, из которой она изготовлена. Также выбор влияет на свойства материала. Бывает вагонка 2 видов: из хвойных и лиственных пород.

Хвойные деревья

Наибольшее распространение получила вагонка из хвойных пород дерева. Здесь встречаются как элитные, так недорогие сорта.

  1. Сосна. Самая популярная и дешевая порода дерева, из которой изготавливаются почти все виды вагонки и любые виды профиля. Благодаря содержанию смолы, устойчива к воздействию окружающей среды и гниению.
  2. Ель. Имеет рыхлую структуру с низкой плотностью, что существенно улучшает теплоизоляционные свойства дерева. При этом ель плохо переносит высокую влажность. Еще один минус материала – вся еловая вагонка имеет много сучков.
  3. Кедр. Имеет красивый цвет и выраженную текстуру. Кедр – мягкое дерево, которое легко обрабатывается. Из-за этих свойств он высоко ценится. Однако устойчивостью к гниению кедр похвастаться не может.
  4. Лиственница. Особенностью этого материала является большое содержание в составе камеди и высокая плотность. Поэтому все доски из лиственницы отлично переносят атмосферное воздействие. Отличается повышенной устойчивостью к гниению.

Какие породы использовать, а какие нет – зависит от условий, в которых будет находиться дерево. Все виды материала имеют разный срок службы и по-разному переносят воздействие.

Лиственные деревья

Лиственные породы применяются для изготовления вагонки несколько реже. В основном, здесь используется береза, ясень и осина.

  1. Береза. Из березы делают почти все виды и профили пиломатериала. Имеет высокую плотность, легко обрабатывается и хорошо держит лаковое покрытие. Основной недостаток материала – сильная подверженность гниению.
  2. Ясень. В основном эта порода используется при производстве мебели. Однако может применяться для изготовления вагонки. Такое дерево имеет красивую текстуру, почти не коробится. А устойчивость к загниванию и высокая прочность делают ясень одной из самых ценных пород. Используется для внутренней отделки домов.
  3. Дуб. Наиболее прочная, устойчивая к гниению порода. Имеет высокую стоимость, из-за чего применяется сравнительно редко.
  4. Осина. Бывает доска и из осины. Она имеет мягкую древесину с пористой структурой. Такой материал легко обрабатывается, обладает большим сроком службы. В нем почти нет сучков. Осина – лучший вариант для отделки парной.
  5. Липа. Такая вагонка применяется для отделки бань и, в редких случаях, для обшивки дома. Имеет самую широкую цветовую гамму, какая только может быть: от светло-коричневого до почти белого. Липа долговечна, не боится грызунов и влажности. Под влиянием высоких температур со временем может менять цвет (восстанавливается после шлифовки).

Все виды деревянной вагонки монтируются на обрешетку. Крепление может осуществляться с помощью кляймеров или крепежа Волна (какая бы вагонка не использовалась, монтировать ее с помощью только гвоздей или саморезов не рекомендуется).

Деревянная вагонка (70 фото): обзор всех типов и размеров профилей для внутренней отделки интерьера деревом

Среди многообразия отделочных материалов, древесина всегда оставалась на первом месте. Натуральный природный материал, отличается художественным внешним видом, высокими эстетическими свойствами, безопасностью, отсутствием токсичных выделений, гипоаллергенностью.

Ее используют для внутренней отделки помещений, жилых комнат, ванн, бань, развлекательных центров, кафе, баров и ресторанов.

Содержание

Особенности деревянной вагонки

Вагонка представляет собой длинную узкую обрезную доску с креплением шип-паз на кромках материала.

Применяют для внутренних и внешних отделочных работ.

  • Экологически чистый природный материал, не выделяет токсинов, аллергенных веществ,
  • Легкий в обработке и установке, не требует специнструментов и особых навыков при монтаже, крепится на обрешетку, которую легко изготовить и установить самостоятельно,
  • Высокие тепло- и звукоизоляционные свойства, при облицовке вагонкой не требуется устанавливать дополнительные слои изоляции,
  • Материал гигроскопичный, поглощает влагу с помещения, регулирует микроклимат, обладает высокой воздухопроницаемостью, помещения, обшитые натуральным материалом дышат,
  • Не требуется дополнительная подготовка поверхности под облицовку, обрешетка наносится на основание стены,
  • В комнате создается особая атмосфера, гармония тепла, света, запаха и цвета.

Производство вагонки

Изготавливают облицовочную доску из хвойных и лиственных пород, технические характеристики, такие как прочность, плотность, гигроскопичность, твердость, наличие дефектов, устойчивость к грибковым заболеваниям зависят от породы дерева, качества его обработки и хранения.

Текстура деревянной вагонки формируется из радиальных годичных колец, которые создают индивидуальный неповторяющийся рисунок.

В зависимости от сорта, присоединяются глазки от сучков разных размеров, небольшие трещины. Их выразительность и яркость увеличивают с помощью шлифовки поверхности доски.

На изготовление доски идут качественные лесоматериалы, высушенные до определенной влажности. Древесину с повышенной влажностью досушивают естественным путем или в аэродинамических сушилках.

Доска с высокой влажностью коробится после установки, изменяет свой первоначальный размер, что влияет на качество соединения элементов обшивки.

  • Путем строгания выравнивают поверхность, убирают неровности, волокнистость, шершавость.
  • Шпунтовка доски проводится с целью получения пазов и выступов для крепления. Фальцовочную доску собирают стыкованием вплотную элементов облицовки.
  • Проверяют качество материала, выявляют дефекты, делят на сорта.
  • Очищают доску от пыли, стружки, снимают фаски.
  • Присваивают сорт в зависимости от количества допустимых дефектов, при необходимости пакуют.
  • Влажность сухой вагонки составляет от 10 до 15%, естественной влажности до 25%.

Виды отделочного материала

Разнообразие доски формируется за счет внешнего вида, разного профиля, вида крепления, формы кромки, наличия фасок.

  • «Стандарт» основной наиболее распространенный тип профиля. В усеченном виде представляет трапецию со скошенными под углом 30 0 кромками, которые при соединении образуют между элементами углубление. С обратной стороны нарезаны компенсационные пазы для предотвращения деформации древесины при перепадах влажности. Кромочное соединение паз прорезают большей глубины, чем длина шипа. Этот метод помогает избежать коробления при колебаниях влажности в помещении.
  • «Штиль» отличается от базовой модели закругленными кромками. Плавность линий и отсутствие острых углов делает поверхность более привлекательной.
  • «Европрофиль» или soft line, переводится как мягкая линия, широкое углубление при пазовом соединении создает равномерную без выемок поверхность с подобранным повторяющимся рисунком.
  • Евровагонка отличается повышенными требованиями к качеству древесины, полученных изделий и влажности. Образует при соединении пазовое углубление, с тыльной стороны выбраны выемки, которые отводят конденсат с поверхности материала, что значительно повышает срок его службы и улучшает микроклимат в помещении.
  • «Блокхаус» уникальная конструкция доски, полукруглая в сечении, которая при обшивке стен имитирует натуральный брус. Применяется в основном для облицовки фасадов домов, бань, коттеджей.

Американка — элементы обшивки при помощи трапециевидного профиля располагаются внахлест, а разница верхней и нижней кромки 8 мм.

Размеры деревянной вагонки нормируются соответствующими стандартами, ТУ и евростандартом DIN 68126/86.

Толщина доски колеблется от 12 мм до 40 мм. Ширина изделия – 70-200 мм, а длина в метрах погонных от 0,2 м до 6 м. размер шипа традиционного до 6 мм, углубленного 8-9 мм.

В зависимости от наличия дефектов древесины выделяют четыре класса качества:

  • Экстра или класса премиум – идеально ровная поверхность, без видимых дефектов, шершавости, равномерно окрашенная.
  • Класс А незначительные дефекты, которые разрешено устранять с помощью шпаклевки, легкая шершавость поверхности, 2-3 сучка до 1 см в диаметре, без сколов и видимых трещин.
  • Класс В и С отличается качеством обработанной поверхности, большим количеством сучков и наличием видимых сколов и трещин.

На изделиях из хвойных пород допускаются легкие смоляные выделения и потеки. При образовании кармашков со смолой их необходимо удалить с древесины и образовавшееся углубление зашпаклевать.

Цвет отделочной доски

Цвета деревянной вагонки зависят от вида древесины, из которой она изготовлена.

Ель светло-желтого цвета со временем темнеет до коричневого. Нет выраженной сердцевины, большое количество сучков. После шлифования приобретает характерный блеск.

  • Сосна желтого цвета с розоватым оттенком, который со временем становится буро-красным. Выделяет капли смолы, которые портят эстетичный вид.
  • Лиственница относится к дорогим породам благодаря своей плотности и прочности. Цвет от красноватого до красно-коричневого.
  • Кедр лидер по наличию в составе эфирных масел, которые отпугивают насекомых и комаров. Цвет светло-желтый с ярко выраженными годичными кольцами.
  • Липа отличается нежным кремовым цветом с характерным блеском и неяркими годичными кольцами.
  • Дуб имеет характерную коричневатую окраску, которая со временем темнеет почти до черной. Одна из самых красивых текстур для изготовления отделочной вагонки.

Какую деревянную вагонку лучше выбрать зависит от типа помещения, его освещенности, стиля оформления и индивидуальных предпочтений.

Натуральный природный материал создаст уют, комфорт и придаст легкий налет старины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительный
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: