Правила подготовки к отопительному сезону жилого дома

Правила подготовки к отопительному сезону жилого дома

Пока специалисты теплоснабжающих организаций готовят городскую систему теплоснабжения к зиме, представители управляющих компаний и ТСЖ обеспечивают подготовку внутридомовых коммуникации. Ведь от работоспособности труб и работоспособности внутридомового оборудования зависит тепло в квартирах, а также качество горячего водоснабжения.

Итогом подготовки жилого фонда к отопительному сезону является паспорт готовности дома к зиме. Без этого документа УК или ТСЖ рискует получить внушительный штраф от Государственной жилищной инспекции за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.

Точно так же, как и на тепловых сетях, представители УК должны провести гидравлические испытания на внутридомовой системе отопления и обязательно промыть ее от накипи, ржавчины и других отложений. Обнаруженные дефекты устранить, а чтобы зимой не греть улицу, летом в подъездах меняют старые окна на пластиковые и утепляют швы между панелями.

Кроме того, у специалистов УК и ТСЖ должно остаться время на то, чтобы выполнить все технические рекомендации, которые поступят от теплоснабжающей организации, а также протестировать внутридомовую систему отопления до начала холодов.

Яркий пример — город Черногорск. На протяжении многих лет жилой фонд города угольщиков не получал паспорта готовности, как следствие, некоторые управляющие компании не проводили должным образом и подготовку внутридомовых систем отопления.

В прошлом году в Черногорске по указанным ниже адресам возникали проблемы в период прохождения осенне-зимнего периода как раз по причине плохой подготовки к зиме.

Черногорск, ЖЭУ-7, ул. Юбилейная 2, 6; УК «Лидер», ул. Калинина, 15

    Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем теплопотребления.

Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

Глубокая коррозия розлива системы отопления, в осенне-зимний период были порывы, меняли участками.

В Абакане и Черногорске существуют дома с непосредственной формой управления (НФУ), где работы по подготовке к отопительному сезону не проводились. Всю подготовку должны были взять на себя жители домов, однако этого не случилось, что также привело к проблемам во время отопительного сезона.

Абакан, ул. Аскизская, д. 153, 155, 157, 159, 161, 163; ул. Белоярская, д. 54, 67

1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем
теплопотребления.

2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

3. Не установлены расчетные сопла на элеваторных узлах, находящихся под лестничным
пролетом.

4. Фланцевые соединения на узлах управления не отревизированы.

5. На узлах управления отсутствуют регулятор температур (на линии ГВС).

6. Участки трубопроводов подвержены глубокой коррозии.

7. Отсутствуют поверенные приборы контроля на УУ (манометры и термометры).

Роли и зоны ответственности РСО

У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону.

Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.

Устранение выявленных повреждений и нарушений.

Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.

Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.

Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.

Читайте также:
Самодельный противооткатный упор для колес автомобиля

Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.

Роли и зоны ответственности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с УК и ТСЖ, а также обеспечивают это взаимодействие с теплоснабжающими организациями. За два месяца представители администрации приказом создают межведомственную комиссию, которая в дальнейшем принимает участие в приемке жилого фонда к зиме, выдает рекомендации УК и ТСЖ. В ее состав, кроме представителей РСО, входят представители городской администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, представители Енисейского Управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора (по согласованию), представители Минстроя Хакасии (по согласованию).

Муниципальное образование получает паспорт готовности сразу после того, как все учреждения социальной сферы и жилой фонд получили уже соответствующий документ. Межведомственная комиссия рассматривает документы по готовности РСО и УК и оценивает, насколько выполнены требования по готовности жилого фонда к зиме.

Муниципалитет обязан предоставить контролирующим органам (Ростехнадзор, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) в определенный нормативными документами срок отчеты о выполнении комиссионных требований. В случае нарушений, контролирующие органы, Минстрой может инициировать наказание как для УК, так и для РСО.

Куда жаловаться на качество отопления

В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, пригласить специалистов и сделать замеры температуры в квартире. По итогам проверки будет составлен акт, а жилищная организация должна принять все меры, чтобы исправить ситуацию.

Если не удается получить ответ от УК или решить проблему с помощью обслуживающей компании, то следует обратиться:

Правила подготовки к отопительному сезону жилого дома

Пока специалисты теплоснабжающих организаций готовят городскую систему теплоснабжения к зиме, представители управляющих компаний и ТСЖ обеспечивают подготовку внутридомовых коммуникации. Ведь от работоспособности труб и работоспособности внутридомового оборудования зависит тепло в квартирах, а также качество горячего водоснабжения.

Итогом подготовки жилого фонда к отопительному сезону является паспорт готовности дома к зиме. Без этого документа УК или ТСЖ рискует получить внушительный штраф от Государственной жилищной инспекции за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.

Точно так же, как и на тепловых сетях, представители УК должны провести гидравлические испытания на внутридомовой системе отопления и обязательно промыть ее от накипи, ржавчины и других отложений. Обнаруженные дефекты устранить, а чтобы зимой не греть улицу, летом в подъездах меняют старые окна на пластиковые и утепляют швы между панелями.

Кроме того, у специалистов УК и ТСЖ должно остаться время на то, чтобы выполнить все технические рекомендации, которые поступят от теплоснабжающей организации, а также протестировать внутридомовую систему отопления до начала холодов.

Яркий пример — город Черногорск. На протяжении многих лет жилой фонд города угольщиков не получал паспорта готовности, как следствие, некоторые управляющие компании не проводили должным образом и подготовку внутридомовых систем отопления.

В прошлом году в Черногорске по указанным ниже адресам возникали проблемы в период прохождения осенне-зимнего периода как раз по причине плохой подготовки к зиме.

Читайте также:
Радиаторы Коннер: обзор моделей, характеристики, правила установки

Черногорск, ЖЭУ-7, ул. Юбилейная 2, 6; УК «Лидер», ул. Калинина, 15

    Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем теплопотребления.

Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

Глубокая коррозия розлива системы отопления, в осенне-зимний период были порывы, меняли участками.

В Абакане и Черногорске существуют дома с непосредственной формой управления (НФУ), где работы по подготовке к отопительному сезону не проводились. Всю подготовку должны были взять на себя жители домов, однако этого не случилось, что также привело к проблемам во время отопительного сезона.

Абакан, ул. Аскизская, д. 153, 155, 157, 159, 161, 163; ул. Белоярская, д. 54, 67

1. Не проведена гидропневматическая промывка узла управления и систем
теплопотребления.

2. Не проведены гидравлические испытания узла управления на плотность и прочность.

3. Не установлены расчетные сопла на элеваторных узлах, находящихся под лестничным
пролетом.

4. Фланцевые соединения на узлах управления не отревизированы.

5. На узлах управления отсутствуют регулятор температур (на линии ГВС).

6. Участки трубопроводов подвержены глубокой коррозии.

7. Отсутствуют поверенные приборы контроля на УУ (манометры и термометры).

Роли и зоны ответственности РСО

У ресурсоснабжающих организаций (РСО) существует план обязательных мероприятий по подготовке (теплоисточников и тепловых сетей) к отопительному сезону.

Гидравлические испытания оборудования теплоисточников, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.

Устранение выявленных повреждений и нарушений.

Промывка оборудования на теплоисточниках, трубопроводов городской системы отопления и т. д.

Проведение капитальных и плановых ремонтов (как на теплоисточниках, так и на тепловых сетях), согласно заранее составленному графику.

Проведение реконструкций и строительство новых трубопроводов (согласно планам развития городов). В Абакане это большая реконструкция на улице Тельмана, в Черногорске — строительство трубопровода, который позволит закрыть неэффективные котельные и перевести потребителей Девятого поселка на теплоснабжение от котельной №2 в Черногорске, в Подсинем — строительство трубопровода из Абакана в Подсинее.

Если в Абакане весь перечень мероприятий проводится ежегодно, то в Черногорске такой подготовки не велось на протяжении многих лет. Кроме того, представители СГК ежегодно в составе межведомственной комиссии принимают участие в приемке жилого фонда к зиме, выдают предписания УК и ТСЖ, которые в определенный срок должны быть устранены. В Черногорске полноценная подготовка к зиме стала возможной только в этом году.

Роли и зоны ответственности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с УК и ТСЖ, а также обеспечивают это взаимодействие с теплоснабжающими организациями. За два месяца представители администрации приказом создают межведомственную комиссию, которая в дальнейшем принимает участие в приемке жилого фонда к зиме, выдает рекомендации УК и ТСЖ. В ее состав, кроме представителей РСО, входят представители городской администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, представители Енисейского Управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора (по согласованию), представители Минстроя Хакасии (по согласованию).

Муниципальное образование получает паспорт готовности сразу после того, как все учреждения социальной сферы и жилой фонд получили уже соответствующий документ. Межведомственная комиссия рассматривает документы по готовности РСО и УК и оценивает, насколько выполнены требования по готовности жилого фонда к зиме.

Читайте также:
Размер косоура: описание с фото, отзывы, советы

Муниципалитет обязан предоставить контролирующим органам (Ростехнадзор, Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) в определенный нормативными документами срок отчеты о выполнении комиссионных требований. В случае нарушений, контролирующие органы, Минстрой может инициировать наказание как для УК, так и для РСО.

Куда жаловаться на качество отопления

В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, пригласить специалистов и сделать замеры температуры в квартире. По итогам проверки будет составлен акт, а жилищная организация должна принять все меры, чтобы исправить ситуацию.

Если не удается получить ответ от УК или решить проблему с помощью обслуживающей компании, то следует обратиться:

ВНИМАНИЕ. ПОДГОТОВКА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА К СЕЗОННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ – что это за мероприятие и для чего его нужно исполнять.

Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации (далее – ОЗП) является одним из важнейших аспектов надлежащего оказания услуг по управлению многоквартирными домами и обеспечения сохранности общего имущества многоквартирного дома (МКД). Поэтому в ее проведении, прежде всего, должны быть заинтересованы собственники жилья.

Подготовкой домов к ОЗП должна осуществляться, в зависимости от способа управления, управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК или при непосредственном управлении – лицом, оказывающим услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Правильно и своевременно выполненный комплекс мероприятий позволит обеспечить такие условия проживания и функционирования инженерного оборудования в отопительный период, которые соответствуют нормативным требованиям.

Виды работ при реализации вышеуказанных мероприятий регламентированы Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.

Лицо или группа лиц, осуществляющая управление МКД, по законодательству несет ответственность за выполнение действий по подготовке дома к зиме в нужные сроки.

Согласно указанным Правилам при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

  • устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
  • привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
  • обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

При наличии воды в подвалах следует ее откачать, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).

При подготовке МКД к отопительному периоду обязательно проведение промывки внутридомовой системы отопления и оборудования. Наиболее эффективным способом промывки является гидропневматическая промывка.

Для чего необходима промывка системы отопления? Промывка системы отопления — это комплекс операций по удалению отложений в магистралях системы отопления. В системах отопления большинства жилых домов, офисов и предприятий, как известно, совершает свой замкнутый путь вода. А в ней содержится целый «коктейль» из солей кальция, солей магния и даже ила, которые имеют обыкновение оседать на стенках радиаторов, труб и котлов. Эти отложения «растут» год от года, уменьшая рабочее сечение отопительных приборов. Это приводит к появлению большого термического сопротивления, так как накипь плохо проводит тепло, и одновременно уменьшается пропускная способность труб. Следствием этого является увеличение энергозатрат (топлива или электроэнергии), так как для поддержания температуры радиаторов отопления на необходимом уровне приходится увеличивать температуру нагрева воды в котлах. Интересно! Практические наблюдения показали, что трубопроводы систем отопления с 10-летним стажем эксплуатации забиты отложениями более, чем на 50%. А каждый миллиметр в толщине отложений увеличивает расход топлива примерно на 20-25%. Таким образом, трубы и радиаторы 5-летнего строения уже нуждаются в акте промывки системы отопления. В принципе это обыкновенная «сервисная» операция, без которой невозможна долговечная качественная работа систем отопления.

Читайте также:
Объем щебня в тонне: перерасчет

По результатам проделанных работ будет проводится оценка готовности МКД к отопительному сезону. Осуществляется она путем проведения органами местного самоуправления поселений, городских округов соответствующих проверок. В отношении МКД проверка осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил № 103: • лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду; 6 лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией. В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Ростехнадзора и жилищной инспекции. В целях проведении проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым и сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:

  • паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
  • актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
  • актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
  • актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Финансирование работ осуществляется за счет собственников («Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491). Бюджетных средств на подготовку многоквартирных домов к зиме не выделяется! В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг расходы на проведение работ по подготовке к отопительному периоду заложены в первой строчке «Содержание общего имущества».

Дату начала и окончания отопительного сезона устанавливают органы местного самоуправления. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Отвечает ли УО за то, что ОМСУ не проверил дом на готовность к зиме

Согласно Правилам № 170, в начале осени органы местного самоуправления должны провести проверку готовности жилфонда к зиме. По результатам такой проверки управляющие домами к 15 сентября оформляют соответствующие паспорта на каждый МКД. Узнайте, накажут ли УО, если паспорта нет, потому что ОМСУ не провёл проверку.

Читайте также:
Несколько полезных советов по уходу за мягкой мебелью

Подготовка дома к зиме начинается с весеннего осмотра и заканчивается получением паспорта до 15 сентября

  • проведение общего осмотра общего имущества в МКД весной, после окончания отопительного сезона (п. 2.1.1 Правил № 170);
  • составление акта осмотра (п. 2.1.4 Правил № 170) и плана работ по результатам осмотра (пп. «а» п. 2.1.5 Правил № 170);
  • проведение в летнее время работ согласно составленному перечню (п. 2.1.3 Правил № 170);
  • подготовка документов о готовности к отопительному периоду (п. 2.6.10 Правил № 170);
  • прохождение проверки готовности жилого фонда к зиме (п. 5.1.6 Правил № 170, п. 6 разд. II Правил № 103);
  • проведение осеннего осмотра общего имущества МКД (пп. «в» п. 2.1.5 Правил № 170).

Сроки, в которые необходимо закончить подготовку МКД к зиме, зависят от месторасположения домов. В северных и восточных районах России – до 1 сентября, в центральных – на две недели позже, 15 сентября, в южных – до 1 октября (п. 2.6.3 Правил № 170). К этому сроку управляющие домами обязаны оформить паспорт на каждый МКД.

Как провести обследование технического состояния дома: рекомендации

Орган местного самоуправления проводит осмотр МКД для подготовки паспорта готовности дома к зиме

Проверка готовности МКД к зиме проходит согласно Правилам № 103: УО проводят гидравлические испытания отопительной системы и осмотр жилищного фонда (п. 5 разд. II Правил № 103). По итогам проверки комиссия в течение одного рабочего дня оформляет акт готовности МКД к зиме согласно приложению № 1 к Правилам № 103.

Если комиссия признала дом готовым к отопительному сезону, то специально образованная в муниципалитете комиссия в течение 15 дней со дня подписания акта выдаст паспорт дома согласно приложению № 2 к Правилам № 103.

Получить паспорт готовности для МКД нужно до 15 сентября, в ином случае в текущем календарном году этого уже не сделать (п. п. 10, 12 разд. II Правил № 103). При проверке надзорный орган может привлечь управляющую организацию или ТСЖ, которые не получили паспорт, к административной ответственности. Рассмотрим пример из судебной практики за 2021 год.

УО или ТСЖ обязаны подготовить дом к эксплуатации в осенне-зимний период и получить паспорт на МКД

Городская прокуратура Амурска проверила работу одного из ТСН и установила, что на начало октября на дом так и не получен паспорт готовности к эксплуатации в зимний период. Ведомство указало, что это нарушение п. 2.6.10 Правил № 170.

Председатель правления не явился в прокуратуру для составления протокола. Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ с вынесением постановления состоялись в его отсутствие. ТСН было привлечено к административной ответственности и получило штраф в размере 40 тысяч рублей.

Товарищество не согласилось с постановлением и подало иск в суд, требуя признать документ незаконным (дело № А73-20090/2020). В своём заявлении председатель правления ТСН указал, что находился на больничном и не мог присутствовать при возбуждении дела об административном правонарушении и при его рассмотрении в органе ГЖН. Также он просил заменить штраф на предупреждение ввиду малозначительности нарушения.

Читайте также:
Преимущества полифасада

Отвечает ли УО за кладовые в подъездах, которые устроили жители МКД

УО и ТСЖ обязаны принять все зависящие от них меры для получения паспорта готовности дома к зиме

Суд первой инстанции, исследуя обстоятельства дела, отметил, что ТСН несёт ответственность за содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил. Согласно определению ВС РФ от 03.10.2006 № КАС06-368, Правила № 170 обязательны для исполнения при содержании жилфонда.

Согласно п. 2.6.10 Правил № 170, готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием в том числе соответствующего паспорта дома. Его должен утвердить муниципалитет до 15 сентября (п. 10 приказа от 12.03.2013 № 103).

Судья отметил, что, по информации администрации Амурска, на 8 октября ТСН не получило паспорт готовности дома к эксплуатации в зимний период. Товарищество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему содержанию жилфонда.

Нахождение председателя товарищества на больничном не приостанавливает деятельность ТСН как юрлица и не является безусловным препятствием для составления протокола об административном правонарушении. Нарушений порядка и срока привлечения товарищества к ответственности суд не установил.

Также суд первой инстанции не стал заменять штраф на предупреждение. Такая замена возможна лишь в случае, если не было угрозы жизни и здоровью людей. В данном деле этого условия не было: несоблюдение правил подготовки жилья к зиме такую угрозу создавало. Судья признал привлечение ТСН к административной ответственности законным и обоснованным и отказал товариществу в удовлетворении его требований.

Непроведение ОМСУ осмотра дома не освобождает УО от ответственности за отсутствие паспорта готовности МКД к зиме

  • первая инстанция не приняла во внимание, что в материалы дела приобщено несколько актов о выполнении целого комплекса работ по подготовке дома к работе в зимний период;
  • он неоднократно обращался к администрации города, в том числе письменно, с просьбой провести проверку готовности дома для оформления паспорта;
  • в материалах дела нет фактов, подтверждающих систематическое бездействие председателя правления ТСН и, или невыполнение работ, что создало бы реальную угрозу жизни и здоровью граждан;
  • ТСН само не вправе выдавать паспорт готовности МКД к отопительному сезону;
  • акты о выполнении ТСН работ по подготовке дома к зиме приложены к делу;
  • суд первой инстанции проигнорировал копии медицинских документов, подтверждающих, что истец был в реанимации с тяжёлой формой ковида.

Но апелляционный суд не нашёл в деле обстоятельств, которые бы свидетельствовали об исключительности ситуации и позволили признать правонарушение малозначительным согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Доводы председателя товарищества, по мнению судьи, не опровергали выводы первой инстанции, а лишь выражали несогласие с ними. Жалоба ТСН осталась без удовлетворения.

Председатель правления попытался снова оспорить позицию судов – уже в кассационной инстанции. Он настаивал, что паспорт готовности к эксплуатации в зимний период не получен в связи с бездействием органов местного самоуправления, отказавшихся проводить оценку готовности дома и составлять соответствующий акт. Но и этот суд посчитал, что именно ТСН не предприняло всех мер для соблюдения законодательства.

3 основания для УО оспорить решение ОМС по вопросу аварийности дома

Будьте внимательны

Как показывают выводы судов в деле № А73-20090/2020, управляющие домами должны неукоснительно следовать требованиям Правил № 170 по подготовке домов к эксплуатации в осенне-зимний период.

Читайте также:
Проверка автоматических выключателей

Непроведение органами местного самоуправления осмотра дома на предмет его готовности к зиме не будет оправданием, если надзорные органы установят отсутствие у дома паспорта. УО или ТСЖ привлекут к ответственности, если они не докажут, что сделали всё возможное, чтобы получить такой паспорт.

Подготовка к отопительному сезону – правила

Правила подготовки многоквартирных домов к отопительному сезону содержатся в нескольких нормативно-правовых актах. Разберем из них основные положения, которые касаются работы управляющих организаций, ТСЖ, кооперативов.

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Основные требования перечислены в п. 2.6 «Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации».

План-график подготовки жилищного фонда к отопительному сезону

План-график подготовки к эксплуатации в зимних условиях составляется на основе результатов весеннего осмотра:
– собственником жилищного фонда или
– обслуживающей дом организацией.
Дальше план утверждается муниципалитетом.

Сроки начала и окончания подготовки к зиме

Сроки утверждает муниципалитет по предложению управляющей организации, но подготовка должна завершиться:
– в северных и восточных районах – до 1 сентября,
– в центральных – к 15 сентября,
– в южных – до 1 октября.
В эти крайние сроки включаются пробные топки центрального отопления и печей.

Как определяется готовность к отопительному сезону

Готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается:

  • паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение № 9 к Правилам эксплуатации жилфонда № 170);
  • актами на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
  • актами технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
  • обеспеченностью топливом котельных и населения до начала отопительного сезона:
    твердого – не ниже 70% потребности отопительного сезона,
    жидкого – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода;
    запаса песка для посыпки тротуаров – из расчета не менее 3 – 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
  • актами о готовности уборочной техники и инвентаря;
  • актами о готовности к зиме с оценкой качества подготовки домов и квартир к зиме и акта по каждому объекту;
  • актами на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.

Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.

При подготовке многоквартирного дома к эксплуатации в зимний период обслуживающая организация должна:

  • устранить неисправности стен, фасадов, крыш, чердачных перекрытий перекрытиями над техническими подпольями (подвалами);
  • починить оконные и дверные заполнения, внутренние системы тепло‑, водо- и электроснабжения и установки с газовыми нагревателями,
  • восстановить изоляцию труб в неотапливаемых помещениях;
  • отремонтировать запорную арматуру;
  • проверить и подготовить инвентарь для дворников;
  • привести в технически исправное состояние территорию около дома, в том числе обеспечить беспрепятственный отвод атмосферных и талых вод от отмостки, от входов в подвал и их оконных приямков;
  • обеспечить нормальную гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвалов и чердаков, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов;
  • завезти песок и соль для посыпки тротуаров (песок – из расчета не менее 3 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади, соль или ее заменитель – не менее 3 – 5% массы песка);
  • проверить и починить дымоходы и вентиляционные каналы;
  • провести разъяснительные беседы с нанимателями, арендаторами и собственниками о правилах подготовки дома к зиме.
Читайте также:
Силиконовый герметик: плюсы и минусы

Промывка системы отопления

Промывка систем теплопотребления производится после окончания отопительного периода.
Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 – 5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3 – 5‑кратного расчетного расхода теплоносителя.
Для промывки разрешено использовать водопроводную или техническую воду.

Пробный пуск системы отопления

После опрессовки и промывки системы отопления делают пробный пуск с доведением температуры теплоносителя до 80 – 85 град. С. При этом из системы удаляется воздух и проверяется прогрев всех отопительных приборов.

Начало и продолжительность пробных топок определяются теплоснабжающей организацией, согласовываются с органом местного самоуправления.

Начало полноценного отопительного сезона определяется муниципалитетом.

Приказ Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»

Правила определяют, как проверяется готовность к отопительному сезону, чем она подтверждаются, как выдается паспорт готовности.

Комиссия с представителями от органа местного самоуправления проверяет работу управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов по подготовке к отопительному периоду.
Проверяются документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости – проводится осмотр.

Акт проверки готовности и паспорт готовности к отопительному сезону

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. В нем указывается, готов ли объект к отопительному периоду, не готов или будет готов при устранении замечаний.

Комиссия записывает свои замечания в перечень с указанием сроков на исправление. Перечень прикладывается к акту.

Паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания при их наличии устранены в срок.

Сроки выдачи паспортов определяются в зависимости от особенностей климатических условий, но:
– не позднее 15 сентября – для потребителей тепловой энергии,
– не позднее 1 ноября – для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
– не позднее 15 ноября – для муниципальных образований.

Если управляющая компания не смогла пройти проверку и получить паспорт, то она обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний, после чего уведомить комиссию для составления повторного акта (но без выдачи паспорта).

Требования по готовности к отопительному периоду

Требования по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций содержатся в разделе 3 Правил оценки готовности к отопительному периоду, а для потребителей тепловой энергии – в разделе 4. Требования к самим муниципалитетам установлены в разделе 5 Правил.

У управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов проверяют:

  1. устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
  2. проведение промывки оборудования;
  3. разработку эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
  4. выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
  5. состояние тепловых сетей;
  6. состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
  7. состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
  8. 8. наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
  9. работоспособность защиты систем теплопотребления;
  10. наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
  11. отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
  12. плотность оборудования тепловых пунктов;
  13. наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
  14. отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
  15. наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
  16. проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
  17. надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий.
Читайте также:
Недостатки пластиковых труб

Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»

Эти правила касаются следующих тепловых энергоустановок:
– производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
– паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
– систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Подготовка к отопительному периоду прописана в п. 11 Правил.
Она включает устранение выявленных нарушений, поведение испытаний, промывку, шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб, разработку эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

«МДС 41 – 6.2000. Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения» (утв. Приказом Госстроя РФ от 06.09.2000 № 203)

Это методические рекомендации, однако не стоит пренебрегать их изучением. На этот документ часто ссылаются суды, в том числе по спорам организаций ЖКХ с контролирующими органами.

Рекомендации, упоминаются, например, в этих решениях судов:
– Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2020 № 310-ЭС20 – 16478 по делу № А62 – 9387/2018;
– Апелляционное определение Саратовского областного суда от 13.12.2018 по делу № 33 – 7351/2018;
– Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2020 № Ф09 – 3443/20 по делу № А60 – 63559/2018;
– Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.04.2018 № Ф04 – 1341/2018 по делу № А27 – 10411/2017.

Рекомендации касаются:
– подготовки к отопительному периоду;
– разработки режимов теплоснабжения и теплопотребления для условий возможного дефицита тепловой мощности источников тепла и пропускной способности тепловых сетей;
– повышения надежности систем коммунального теплоснабжения.

Калининский район

В Санкт‑Петербурге подготовка к отопительному периоду осуществляется в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт‑Петербурге, а также решениями Правительства Санкт‑Петербурга.
Вышеуказанными Правилами определен порядок подготовки и оценки готовности к отопительному сезону, согласно которому обязательным условием для оформления паспорта готовности потребителя тепловой энергии является наличие Акта предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на платность и прочность.
Испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность производятся после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя теплоснабжающей организации (п.9.1.59. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года №115).
Предъявление дополнительных требований, не касающихся проведения испытания систем теплопотребления, в том числе наличие задолженности за поставленные тепловую энергию, не должны влиять на оформление и выдачу теплоснабжающей организацией «Акта предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность».
Все замечания и нарушения, выявленные ресурсоснабжающими организациями в ходе проведения испытании, плановых проверок, а также в период отопительного сезона могут направляться в комиссию, созданную администрацией района Санкт‑Петербурга, для принятия решения о выдачи паспорта готовности потребителя тепловой энергии к отопительному сезону (п. 4.19. приложения № 16 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт‑Петербурге).

Читайте также:
Протечка канализации в подвале
Правила подготовки к отопительному сезону, формы актов

График планового профилактического ремонта котельных и испытаний тепловых сетей в Калининском районе в 2021 году.


п/п

Наименование, адрес котельной

Период остановки котельных и вывода тепловых сетей в ремонт

Дата испытаний тепловых сетей

Дата промывки т/ сетей

Квартальные котельные ГУП «ТЭК СПб»

Откл. ГВС на 4 дня только при испытаниях: 17.05- 20.05.2021 С 07.07.-22.07. котельная в ремонте. (ГВСот котельной Политехническая)

На расчетное давление – 18.05

Откл. ГВС на 4 дня, только при испытаниях 19.07-22.07 16.06–30.06 котельная в ремонте. (ГВС от котельной.Парнас)

На расчетное давление – 20.07

Откл. ГВС на 4 дня только при испытаниях 26.07-29.07 26.07-09.08 котельная в ремонте (ГВС от котельной Парнас)

На расчетное давление – 27.07

Откл ГВС на 4 дня только при испытаниях: 12.07-15.07 01.06-15.06 котельная в ремонте (гвс от котельной Парнас)

На расчетное давление – 13.07

Групповые котельные ГУП «ТЭК СПб»

Свердловская наб. 14/2

04.07-09.07 котельная в ремонте.

На расчетное давление – 24.05

Свердловская наб. 38/3

01.08-06.08 котельная в ремонте Отключение ГВС на 6 дней (с учетом испытаний)

На расчетное давление – 24.05

Полюстровский пр. 71/2

18.07-23.07 котельная в ремонте. Отключение ГВС на 6 дней (с учетом испытаний)

На расчетное давление – 24.05

Лабораторный пр. 18/2

16.05–21.05 котельная в ремонте Отключение ГВС на 6 дней (с учетом испытаний)

На расчетное давление – 26.05

ул. Бобруйская. 13/2

26.07-31.07 котельная в ремонте. Отключение ГВС на 6 дней (с учетом испытаний)

На расчетное давление – 09.06

ул. К.Смирнова. 4в

06.06-11.06 котельная в ремонте

На расчетное давление – 17.05

ул. Боткинская. 3/2

20.06-25.06 котельная в ремонте

На расчетное давление – 17.05

16.05-21.05 котельная в ремонте Отключение ГВС на 6 дней ( с учетом испытаний)

На расчетное давление – 26.05

11.07-16.07 котельная в ремонте

На расчетное давление – 26.05

Зона теплоснабжения от ТЭЦ-17

03.08-16.08 – ТЭЦ в ремонте Отключение ГВС на 14 дней. (с учетом испытаний 04.08 и 05.08)

На расчетное давление: 04.08 – Полюстровская т/м; 05.08 – 1 – я Западная т/м Температурные испытания 14.04

Парнас (Выборгский р-н)

13.08-23.08 котельная в ремонте Отключение ГВС на 14 дней. (с учетом испытаний 11.08 и 12.08) с 09.08-23.08

На расчетное давление 11.08 и 12.08

Харченко 4 (Выборгский р-он)

01.08-06.08 котельная в ремонте. Отключение ГВС на 6 дней

На расчетное давление – 08.06

Ведомственные котельные

ФГАОУ ВО «СПб ПУ»

24.05-06.09 котельная в ремонте. ГВС на период остановки котельной обесп. за счет быт. водонагревателей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: