Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

По минеральным примесям разделяются на: песчаные, гравийные, щебеночные.

В качестве вяжущего вещества берут битум. И именно по его характеристикам определяют качество получаемого асфальтобетона.

Разделение по температуре: холодные – от 5 °С, горячие – от 110 °С;

Разделение по минералам, учитывая размер частиц:

Читайте также: ГОСТ 2.306-68Единая система конструкторской документации. Обозначения графические материалов и правила их нанесения на чертежах

  • крупнозернистые – до 40 мм;
  • мелкозернистые – до 20 мм;
  • песчаные – до 10 мм.

Разделение на категории по количеству щебня:

  • А – в ней его до 60%;
  • Б – 50% щебневых соединений;
  • В – до 40% соединения;
  • Г и Д – щебня не содержится, в них входит песок;
  • Г и Гх с песками из отсева;
  • Д и Дх с природными песками, добытыми в карьере.

Также они бывают пористые, высокопористые, плотные, высокоплотные.

Асфальтобетоны могут быть таких марок:

  • для горячих составов: категории Г – I, II, III; Д – II, III;
  • для холодных составов: Гх – I, II; Дх – II.

Определение средней плотности асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

Среднюю плотность асфальтобетона определяют гидростати­ческим взвешиванием образцов, приготовленных из асфальто­бетонной смеси в лаборатории.

. Весы гидравлические или технические с приспо­соблением для гидростатического взвешивания, сосуд вмести­мостью 1—3 л.

Три образца, изготовленные в соответствии с п. 6.2, тщательно вытирают и очищают от налипших частиц сме­си, взвешивают с точностью до 0,01 г на воздухе. Затем погру­жают образцы на 30 мин в сосуд с водой, температура которой (20±2) °С. После этого образцы вторично вытирают и взвеши­вают на воздухе, а затем в воде при температуре (20±2) °С.

Среднюю плотность асфальтобетонного образца определяют с точностью до 0,01 г/см3:

где m0 — масса образца, взвешенного на воздухе, г; m1— масса образца, выдержанного в воде в течение 30 мин, а затем взвешенного на воздухе, г; m2 — масса того же образца, взвешенного в воде, г.

За среднюю плотность асфальтобетона принимают среднее ариф­метическое результатов определений трех образцов. Расхожде­ние между результатами параллельных определений не должно превышать 0,02 г/см3.

Определение средней плотности минеральной части (остова) асфальтобетона по ГОСТ 12801—84

Среднюю плотность минеральной части (остова) асфальто­бетона определяют расчетом на основании предварительно ус­тановленной плотности образцов и соотношения минеральных материалов и битума в асфальтобетоне:

где q0 -содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе (принимается за 100%); qб — содержание битума в ас­фальтобетоне, % но массе (сверх 100% минеральном пасти асфальтобетона).

Определение истинной плотности минеральной части (остова) асфальтобетонной смеси расчетным методом по ГОСТ 12801—84

Истинную плотность минеральной части (остова) асфальто­бетонной смеси определяют расчетом на основании предвари­тельно установленной истинной плотности отдельных минеральных составляющих (щебня по ГОСТ 8269—76, песка по ГОСТ 8735—75 и минерального порошка по ГОСТ 12784—78).

Истинную плотность минеральной части асфальтобетонной смеси вычисляют с точностью 0,01 г/см3:

где q1; q2; q3 …, qn—содержание отдельных минеральных материалов в асфальтобетонной смеси, % по массе минеральной части; ρ1; ρ2; ρ3; …; ρn — истинная плотность отдельных минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка), г/см3.

Определение истинной плотности асфальтобетона расчетным методом по ГОСТ 12801—84

На основании предварительно установленных истинной плот­ности минеральной части (остова) асфальтобетона, битума и соотношений по массе составляющих материалов вычисляют истинную плотность асфальтобетона с точностью до 0,01 г/см3:

где qм — содержание минеральных материалов в асфальтобетоне (без би­тума), % по массе; ρм—истинная плотность минеральной части (остова) ас­фальтобетонной смеси, г/см3; ρб — истинная плотность битума, г/см3.

Свойства

Укладка асфальта

Укладка песчаного асфальтобетона

Составы должны обладать такими физико-механическими свойствами: предел прочности при сжатости для горячих составов, марки I будет равен 0,7 и для II – 0,5, сжатие проводят при Т=50 °С, сопротивление действию воды соответственно будет 0,7 и 0,6. Для холодных предел прочности при сжатости до нагревания сухих составов по марке I будет 1,5 по марке II – 1,2; после нагревания соответственно 1,8 и 1,5.

Содержание пустот, трещин в минеральных добавках холодных смесей будет 21%. Однородность асфальтобетона определяется коэффициентом водонасыщения для марок I, II будет равна 0,15. Она не может быть выше ±0,5% от всего веса.

Пески подбирают, учитывая ГОСТ 8736-93 и ГОСТ 3344-83, прочность и глинистые включения приведены в таблице.

Таблица 1 – Требования к свойствам песка

Показатель Применяется в составе и используемые марки
I II III
Для гор. и хол. типов Для гор. и хол. типов Для горячих типов
Г, Гх Г, Д, Дх Г, Д
Прочность песка, полученного из отсева гравия и горных пород, не менее 1000 800 600
Присутствие глинистых частиц, % по массе (определяется методом набухания) 0,5 0,5 1,0

Добавки минералов берут по ГОСТ Р 52129-2003, на нефтяные битумы распространяется ГОСТ 22245, на жидкие – ГОСТ 11955.

Читайте также:
Раскладные кресла : раскладывающееся спальное и раздвижное для отдыха, какое лучше дома, как сделать своими руками

Физико-механические свойства

Вес и плотность

Качество покрытия во многом зависит от физико-механических свойств, которые регламентированы ГОСТом 9128-97. Согласно этим нормативам, плотность, а значит и вес 1м3 асфальтобетона зависят от песка, который применяется в его составе.

В зависимости от этого, вес составляет:

  • На кварцевом песке 2200 кг на метр кубический;
  • На шлаковом песке 2350 кг на метр кубический.

Второй показатель больше в результате того, что смесь на шлаковом песке более уплотненная. Конечно, удельный вес крупнозернистого асфальтобетона отличается, так как в нем используется щебень большей фракции. Точное значение получить очень сложно, однако, в среднем вес составляет 2100 кг на метр кубический.

Эти цифры имеют значение при расчете необходимого количества материала для выполнения тех или иных работ. Кроме того, данные о весе могут потребоваться при разборке дорожного покрытия, что позволит рассчитать грузоподъемность техники и количество машин для вывоза старого дорожного покрытия.

Обратите внимание! Нормы расхода, согласно которых укладывают этот материал, зависят от марки смеси. Эти данные можно узнать из СНиП 3.06.06-88, что позволит избежать ошибок при выполнении расчетов и работ своими руками .

Надо сказать, что для увеличения шероховатости дорожного покрытия и, соответственно, лучшего сцепления автомобильных шин с дорогой, в асфальтобетонную смесь добавляют повышенное количество измельченного щебня. Его содержание может достигать 80 процентов. Иногда сцепление улучшают путем добавления в состав переработанных шин.

Изменение состава, конечно же, отражается на плотности и весе бетонного материала. Поэтому получить точные значения можно только у производителя смеси.

Расход материала

Если вы решили благоустроить территорию, выполнив дорожки из асфальтобетона или покрыв им площадку, предварительно нужно посчитать его расход. Это позволит узнать количество и стоимость материала для выполнения запланированных работ.

Инструкция по расчету расхода предельно простая:

  • В первую очередь надо измерять площадь, которую планируется покрыть асфальтобетоном. К примеру, необходимо покрыть площадку в 50 квадратных метров, при толщине слоя в 1 см.
  • Для покрытия одного квадратного метра дороги понадобится 25 кг смеси, соответственно, для 50 метров понадобится 25х50=1250 кг
  • Так как в 1 м3 в среднем 2250 кг асфальтобетона, для покрытия площадки понадобится 1250_2250=0,55м3 асфальтобетона.

Декоративное асфальтобетонное покрытие

Надо сказать, что при использовании литого асфальтобетона, т.е. смеси, в состав которой входят полимеры и пластификаторы, расход уменьшается, так как покрытие можно использовать более тонким слоем, в результате его пластичность.

Совет! При благоустройстве территории при помощи асфальтобетонного покрытия, его можно декорировать. Для этого в его состав обычно добавляют колеры. Также популярным способом его декорирования является тиснение и использование цветного щебня размером фракций до 5 мм.

Состав и изготовление

Асфальтобетон состоит из: песка, порошков минерального происхождения, битума, полученного из нефти, и модифицирующих веществ. Также применяют горные породы, такие как: ракушечник, доломиты, известняки и другие; промышленные отходы: золошлаковые от ТЭС, от изготовления серы, асбеста и ряда других производств.

Минеральные вещества в составе асфальтобетона повышают качество. Количество минерального порошка должно быть точно рассчитано, т. к. если его добавить больше, чем положено, снизится прочность, особенно при низких температурах.

В результате применения добавок образуется единая структурная масса, меняются свойства: появляется способность выдерживать большие механические воздействия без деформаций, повышаются теплоустойчивость и прочность. Вышеперечисленные свойства увеличивают срок службы дорог, а это экономически выгодно. Для усиления применяют активированные и неактивированные составы.

Величина зерен минеральных добавок не менее 0,075 мм, их содержание в составе от 70 % до 80 %; крупных (от 0,3 мм) разрешается до 90 % от всей массы, а от 1,18 мм – до 100 %. Влажность – всего 1 %. Смешивать добавки разных фракций допускается, если температура вязкости битума 0,17 Па·сек (подогревать и смешивать минеральные составляющие, руководствуясь ГОСТ 12801-98).

Изготовить смесь можно только на специализированных заводах. Такой завод состоит из следующих узлов:

— узел хранения минеральных добавок;

— узел плавления битума;

— узел производства продукта.

При выборе необходимой марки, нужно изучить ее составляющие, стоимость и затем под условия эксплуатации дороги подобрать нужную. Чтобы покрытие служило дольше, заводы-изготовители в составы вводят добавки, повышающие пластичность, вязкость, уменьшающие хрупкость.

Чтобы изготовить состав необходимо соблюдать технологический цикл:

  • Разогрев битума до 80-100°С в котлах первичного нагрева, затем в битумно-плавильной установке доводят его температуру до 120 °С и, постоянно мешая, выпаривают влагу.
  • Степень подготовленности битума определяет лаборатория.
  • Подача битума в котлы и доведение до 16 °С, затем перекачка на весовую дозировку.
  • Сушка минеральных добавок и смешивание с битумом.
  • Подача дозированных минеральных веществ в элеватор.
  • Сначала сухие минеральные составы просто перемешивают, потом нагревают и смешивают с битумом. Время смешивания для песка составляет около 180 сек.
  • Выгрузка готовой смеси.
Читайте также:
Натуральная черепица — обзор характеристик, виды, обзор достоинств и недостатков

Расчет веса и объема асфальта

Асфальт — материал, который используют для создания самых разных покрытий. Представляет собой смесь песка, щебня, минеральных веществ и битума. От соотношения отдельных компонентов зависят все характеристики асфальта, в том числе весовые и объемные. Поэтому чтобы рассчитать сколько тонн в 1 кубе асфальта, нужно знать плотность всей смеси или отдельных ее элементов.

Соответствующие значения уточняют у поставщика материалов. Вычислить сколько кубов в тонне асфальта можно и самостоятельно прямо на объекте, взяв за основу 2,3 т/м3 — 2,4 т/м3 согласно ТР 103-07, ГОСТ Р 54401-2011. Наименьшая плотность у песчаных асфальтовых смесей типа Д, а самыми плотными остаются литые асфальты. Таким образом, зная эти значения, можно вычислить объем поставленного материала и его расход при выполнении строительных работ.

Расход щебня в зависимости от его свойств

Плотности фракций щебня

Щебень используют при выполнении практически всех строительных работ, начиная от приготовления смесей и заканчивая отсыпкой оснований под фундаменты зданий или дорожное полотно. При этом важно правильно рассчитать сколько тонн в кубе щебня, чтобы получить точные данные по расходу материалов и средствам на их закупку.

Сделать это можно двумя способами:

  1. Взять пробы и отправить их в лабораторию, где с учетом насыпной плотности и веса щебня рассчитают сколько будет весить кубометр этого материала. На объем до 350 кг делают не менее 10 проб (ГОСТ 8269, ГОСТ 8267-93). Заказывать лабораторные испытания выгодно, когда нужно еще и проверить качество материалов.
  2. Если проверка качества не предусмотрена, то определить сколько кубов щебня в 1 тонне можно при заказе материалов или прямо на объекте. Для этого у поставщика достаточно уточнить данные по плотности, которая в среднем составляет от 1320 до 1360 кг на кубометр.

Все свойства и технические характеристики щебня напрямую зависят от места добычи и фракционного состава исходного материала. Более прочный и морозостойкий гранитный щебень тяжелей гравийного, известнякового или вторичного. Соответственно и вес одного куба в первом случае выше.

Перевод кубических метров в тонны асфальта

Помимо основных характеристик на удельный вес асфальтобетона влияет содержание и марка битума, состав минеральных или полимерных добавок, температура смеси. Также учитывается и специфика местных материалов, используемых на асфальтобетонных заводах в каждом регионе. Поэтому самое правильное решение – позвонить на ближайший асфальтобетонный .

Несмотря на разнообразие марок асфальта, в ВСН 14-95 «Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» приводятся следующие значение плотности.

  • тип «А» — 2 385 кг/м.куб.;
  • тип «Б» — 2 370 кг/м.куб.;
  • тип «В» — 2 343 кг/м.куб.

С учётом этих значений, чтобы рассчитать, сколько кубов в тонне асфальта, необходимо одну тонну разделить на плотность смеси. Для мелкозернистой смеси типа «А» в одной тонне находится 0,41 кубометра асфальта.

сколько кубометров в тонне асфальта

Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
Асфальт 1100-1500
Асфальт холодный 1100
Асфальт снятый 1428
Асфальтовая крошка 1500-1900
Асфальт песчаный 2200
Асфальтобетон 2000-2450

При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

Зависимость плотности от веса

Зачем нужно знать, сколько кубов в тонне асфальта?

При устройстве дорожной одежды определяют объем требуемого материала исходя из асфальтируемой площади и толщины слоя. Но асфальтобетонные заводы отпускают смесь в единицах массы – тоннами. Чтобы приобрести нужное количество, необходимо определить, сколько кубов в одной тонне асфальта. Ошибка в расчёте может дорого обойтись. При недостаточном количестве асфальтобетона материал придётся заказывать дополнительно. А это не только лишние транспортные расходы, но и ненужный стык на покрытии. При излишке заказанной смеси избыток материала останется неиспользованным.

Кроме технической стороны вопроса, сколько кубометров в тонне асфальта, необходимо знать и для составления сметных расчётов на строительство.

сколько кубов в тонне асфальта

Состав асфальта

Этот материал может иметь естественное либо искусственное происхождение. В первом случае асфальт представляет собой смесь минеральных материалов с битумом, содержание которого может составлять до 75 %. Материал искусственного происхождения, также называемый асфальтобетон, производится из смеси песка, щебня, минеральных либо полимерных добавок, битума. Содержание последнего в нем обычно составляет 5-15 %. В настоящее время при устройстве дорожных покрытий асфальт естественного происхождения практически не используется.

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Лёгкий дымок над покрытием указывает на высокую температуру асфальтобетона

Никаких загадок и хитростей при укладке готового асфальтобетона. Равномерно распределить по заданной территории горячую массу толщиной 5-7 см, проконтролировать уровень покрытия в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и можно сдавать работу. Уплотнение асфальтобетонной смеси определяет качество выполненной работы.

Читайте также:
Плитка Ceradim: преимущества и недостатки

Масса для покрытия получается искусственным способом и должна быть хорошо уплотнена. Как получить нужную плотность асфальтобетона, на каких строительных площадках данный показатель актуален, и как определяется?

Читайте также: Максимально допустимый прогиб плиты перекрытия. Предельно допустимый прогиб для рассчитываемой плиты с учетом эстетических требований согласно нормам принимается равным

    Измерение и измерители плотности

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

  • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
  • Пористый материал – в основании покрытия.
  • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

Вопрос плотности асфальтного покрытия

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

  • Группа А – процент содержания 50-60.
  • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
  • Группа В – от 30 до 40 процентов.

Состав асфальта и его разновидности

Асфальт — это природный или искусственный материал, смесь битума и минеральных компонентов. В качестве последних служат щебень, песок и прочие добавки, придающие материалу полезные свойства, повышающие твердость и прочность готового покрытия: зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Характеристики и сфера применения асфальта определяются соотношением составных компонентов, размером фракций щебня и прочих добавок, степенью их очистки.

Виды асфальта бывают разные.

По происхождению он бывает:

  1. Природным. Это материал естественного происхождения. У него низкая температура плавления. При застывании тяжелых компонентов нефти, смешанных с природными минералами, образуется твердое покрытие.
  2. Искусственным или асфальтобетоном. Это смесь на битумной основе с природными компонентами. В асфальтобетонных составах используют искусственное соединение, получаемое при переработке нефти. Доля битума составляет 5-6 процентов.

В зависимости от размера наполнителя, выделяются следующие виды:

  1. Песчаные — размер фракций до 10 мм. Используются для строительства тротуаров и пешеходных дорожек.
  2. Мелкозернистые — до 20 мм. Таким асфальтом покрывают верхний слой дорожного полотна. Не подвержен температурным перепадам.
  3. Крупнозернистые — более 20 мм. Применяются как нижний слой дорожного покрытия. Имеют жесткую структуру.

По способу укладки материал делится на:

  1. Холодный. Используют для ремонтных работ. Укладывается вручную. Нет ограничений по сезонности. Можно применять при температуре от -40…+40ºC.
  2. Горячий. Традиционный способ. Горячий асфальт выливается на дорогу и прессуется катком. Выбирается для формирования нижнего слоя дорожного полотна.
  3. Литой. Обладает повышенной пластичностью. Перед нанесением нагревается до 250ºC. Не нуждается в уплотнении катком.



Классификация асфальтной смеси

В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

  • Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м3, отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.

Виды асфальтных смесей

Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

Удельный вес в 1м3

Главные характеристики асфальта — удельный вес и плотность.

Первый зависит от состава и способа производства смеси.

Его показатели у некоторых видов асфальтобетона:

Вид Кг
Мелкозернистый 2 330
Природный 1 100
Литой 1 500
Асфальтобетонная смесь (в зависимости от размера фракций) 2 000 — 2 450
Прессованный 2 000
Асфальтная крошка (в зависимости от размера) 1 800 — 2 000
Холодный 1 100
Горячий 1 200
Снятый 2 400

Удельный вес мелкозернистого асфальтобетона один из самых больших.

Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
Асфальт 1100-1500
Асфальт холодный 1100
Асфальт снятый 1428
Асфальтовая крошка 1500-1900
Асфальт песчаный 2200
Асфальтобетон 2000-2450

При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

Зависимость плотности от веса

Асфальт: исторические факты

На греческом языке «асфальт» означает «горная смола», а его добычей занимались еще древние египтяне и вавилоняне. Уникальные вяжущие свойства делали асфальт популярным материалом при покрытии поверхности стен сооружений, дорог, придания прочности посуде. А каким незаменимым был асфальт в кораблестроении! Ведь древние лодки и корабли, корпусы которых были пропитаны жидким асфальтом, приобретали исключительную влагонепроницаемость.
Интересно: сегодня на территории Северной Америки, бывшего СССР и Европы находятся природные месторождения асфальта. Самым древним источником асфальта считается Мертвое (или Асфальтовое) море.

Читайте также:
Ремонт пластиковых дверей своими руками: типы поломок

Физико-механические параметры асфальтобетона

ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м3 смеси.

Вид песка Вес, куб. м
Кварцевый 2200
Шлаковый 2350

Физические качества покрытия

Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

  • песчаный – не более 10 миллиметров;
  • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
  • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

Сколько весит куб асфальтовой крошки?

Масса куба асфальтовой крошки составляет от 1,5 до 1,9 тонн.

Этот материал широко применяется для отсыпки дорог, поскольку обладает огромным преимуществом по сравнению с песком или щебнем – более плотной укладкой. В результате дорога с покрытием из асфальтовой крошки со временем практически ничем не отличается от асфальта.

Асфальтовая крошка получается путем переработки старого асфальтового покрытия и применяется для отсыпки дорог внутри дачных поселков, парковочных мест, а также в целях ремонта. Благодаря наличию битума крошка из асфальта обладает высокой устойчивостью к размытию и другим разрушительным явлениям.

К тому же, немаловажным фактором при использовании асфальтовой крошки является ее стоимость – почти в три раза меньше цены щебня! При этом такая низкая стоимость свидетельствует только о доступности и «беззатратности» получения этого удивительного материала. Достаточно просто измельчить старое асфальтное покрытие – и отличный материал готов.

При засыпании крошки из асфальта следует помнить о ее высокой плотности. Поэтому материал лучше наносить в место засыпки, не забывая о том, что крошка дает значительную осадку – из 30 см засыпанного материала после укатки может получиться всего 15 см. Так что только соблюдение этого простого правила гарантирует качественный ремонт дорожного покрытия.

Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

  • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
  • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
  • Высокий уровень износостойкости.
  • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

Частичный ремонт дорог

Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

  • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
  • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
  • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

Где и для чего используется крупнозернистый асфальтобетон

Сравнение двух видов асфальтобетона разной зернистости показывает, что мелкозернистые смеси имеют более высокую прочность и износостойкость, тогда как крупнозернистые способны стабилизировать покрытие.

Этим продиктована зона укладки

асфальтобетона с крупными фракциями – используется в качестве
подстилающего слоя
асфальтового покрытия, поверх которого укладывается мелкозернистая смесь.

Другими словами, при устройстве асфальтобетонного покрытия сначала укладывается крупнозернистый асфальтобетон, а затем мелкозернистый. Это обеспечивает максимальную плотность, а также стабилизацию покрытия и хорошее сопротивление механическим нагрузкам. Однако в некоторых случаях асфальт с крупными фракциями может использоваться независимо от мелкозернистого.

В каких областях применяется крупнозернистый асфальтобетон:

  • 1. Дорожное строительство;
  • 2. Реконструкция автомобильных дорог;
  • 3. Ремонт асфальтовых покрытий;
  • 4. Устройство и ремонт пешеходных зон;
  • 5. Асфальтирование частных территорий. Для высокозагруженных дорог – в комбинации с мелкозернистыими смесями;
  • Для низкозагруженных дорог – в качестве единственного материала, а также в комбинации.

Показатели асфальтного полотна

Материал определяется техническими характеристиками:

  • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
  • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.

Устойчивость дороги изготовленной в зимний период

Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

Вес асфальта, как ключевой фактор для организации корректной работы

Для получения качественного и долговечного дорожного покрытия, важно рассчитать удельный вес асфальта . Он может колебаться, в зависимости от вида асфальта и его состава. Приведем данные, для каждого вида асфальтового покрытия, в таблице.
Вид асфальтового покрытия

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Основными компонентами асфальтной смеси являются битумы, песок, гравий. Материал, благодаря химическим свойствам, широко используют для устройства дорог и благоустройства территории. Плотность асфальта является одним из основных показателей укладки дорожного покрытия. Натуральные ингредиенты обеспечивают прочность, а битум является связующим элементом для создания идеального полотна. Плотность асфальтобетона зависит от составляющих компонентов.

Характеристика асфальта

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

  • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
  • Пористый материал – в основании покрытия.
  • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

Вопрос плотности асфальтного покрытия

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

  • Группа А – процент содержания 50-60.
  • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
  • Группа В – от 30 до 40 процентов.

Классификация асфальтной смеси

В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

Виды асфальтных смесей

  • Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м 3 , отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.
  • Класс А2 используется для укладки покрытия автодорог федерального и регионального назначения, подъездных путей. Основными составляющими являются щебень средней фракции, песок, минеральный порошок 5 %, дроблёный отсев 20 %. Благодаря высокой пористости обладает хорошей эластичностью.
  • Класс А3 из-за невысоких эксплуатационных показателей рекомендуется для укладки дорожного полотна второстепенной важности. Вес асфальта составляет не более 1300 кг на 1 кубический метр. В асфальтной смеси отсутствует щебень, а минерального порошка всего 3 %. Основные показатели – пористость и низкая прочность.

Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
Асфальт 1100-1500
Асфальт холодный 1100
Асфальт снятый 1428
Асфальтовая крошка 1500-1900
Асфальт песчаный 2200
Асфальтобетон 2000-2450

При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м 3 .

Зависимость плотности от веса

Физико-механические параметры асфальтобетона

ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м 3 смеси.

Вид песка Вес, куб. м
Кварцевый 2200
Шлаковый 2350

Физические качества покрытия

Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

  • песчаный – не более 10 миллиметров;
  • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
  • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

  • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
  • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
  • Высокий уровень износостойкости.
  • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

Частичный ремонт дорог

Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

  • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
  • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
  • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

Показатели асфальтного полотна

Материал определяется техническими характеристиками:

Устойчивость дороги изготовленной в зимний период

  • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
  • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.
  • Длительность эксплуатации дорожного покрытия один из важнейших показателей качества выполненной работы. Она зависит от ряда причин: используемого материала, климатических факторов, состояние почвы, интенсивности движения автомобильного транспорта.
  • Морозостойкость обусловлено количеством открытых пор, которые приводят к образованию трещин.
  • Износостойкость зависит от трения, возникающего при движении колёс автомобиля по дороге. Устанавливается количеством выпадением щебня и песка.

Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

Сравнительная характеристика различных видов асфальтного покрытия

В зависимости от предназначения асфальтного покрытия используют разные виды дорожно-строительного материала.

Холодный асфальт сохраняет свои свойства даже в мороз до – 25 градусов С. Для укладки не требуется специальная техника и разогрева. Обладает эластичностью и прочностью, экологически чистый состав.

Горячий асфальт самый востребованный в дорожном строительстве. Для проведения работ требуется специализированная техника. Основными составляющими являются камень, щебень и связующие компоненты.

Литой асфальт обладает хорошей вязкостью, прочностью, долговечностью. Характеризуется отличной шумоизоляцией и сцепкой колёс автомобильной техники с дорогой. При повреждении поверхности можно легко и быстро отремонтировать. Хорошие эксплуатационные характеристики достигаются большими объёмами в составе соединения пластификаторов и вязкой смолы. Недостаток – требуется дорогостоящее оборудование для проведения работ.

Крупнозернистый асфальтобетон используется для нижних слоёв покрытия, потому что имеет жёсткую структуру. В состав входит асфальтовая крошка более 20 миллиметров.

Мелкозернистый асфальтобетон включает крошку размером до 20 миллиметров. Используется для укладки верхних слоев дорожного покрытия. Особенности: высокая прочность и не деформируется при перепадах температур.

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Основными компонентами асфальтной смеси являются битумы, песок, гравий. Материал, благодаря химическим свойствам, широко используют для устройства дорог и благоустройства территории. Плотность асфальта является одним из основных показателей укладки дорожного покрытия. Натуральные ингредиенты обеспечивают прочность, а битум является связующим элементом для создания идеального полотна. Плотность асфальтобетона зависит от составляющих компонентов.

Основные составляющие дорожно-строительного материала

Битум составляет 5-6 процентов в асфальтном соединении. Другими элементами являются гравий, песок и прочие добавки.

С помощью песка создаётся основание для равномерного распределения давления. Если в составе материала слишком мало его, щебень выдавливается наверх. Заполняют образовавшиеся пустоты песчаником или известняком.

Размер или фракция щебня влияет на выделение определённых видов асфальта:

  • Плотный (5 мм) – используется для создания верхнего слоя
  • Пористый материал – в основании покрытия.
  • Высокопористый (15-40 мм) – для возведения высоконагруженных трасс.

Вопрос плотности асфальтного покрытия

В асфальтобетонную смесь добавляют минеральные ингредиенты, влияющие на технические характеристики. В зависимости от их содержания выделяют три вида:

  • Группа А – процент содержания 50-60.
  • Группа Б – от 40 до 50 процентов.
  • Группа В – от 30 до 40 процентов.

Типы асфальтобетона

Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных характеристик. Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.

Их особенности

Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.

  • Так, в состав материалов первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
  • 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.

Классификация асфальтной смеси

В зависимости от значения плотности и структуры асфальт делится на группы:

    Класс А1 применяется для укладки дорожного покрытия автомагистрали, шоссе (трассы первого и второго порядка). Составляющими компонентами являются песок, щебень, битум 7 процентов, минеральные добавки 4 процента. Объёмный вес составляет 1700 килограмм на 1 м3, отлично поддаётся уплотнению, не расплывается при больших нагрузках, не боится высоких температур.

Виды асфальтных смесей

Для определения прочности будущего покрытия, следует знать, сколько весит 1 куб асфальта. Низкая прочность – 900- 1300, хорошая – свыше 1300.

Марки асфальтобетона и их характеристики

  • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
  • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
  • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

Понятие и особенности

Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

  • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
  • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

Виды марок

Различают 3 известные марки АБ.

  • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
  • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
  • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.

О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

Для чего надо знать вес 1 куба асфальта

При планировании работ по укладке дорожного покрытия ведётся расчёт массы материала, учитывается протяжённость. На вес асфальта влияют компоненты, входящие в состав. Полная информация о материале представлена в таблицах производителей.

В таблице приведена масса асфальта одного кубического метра в зависимости от вида.

Тип материала Вес в килограммах в 1 метре кубическом
Асфальт 1100-1500
Асфальт холодный 1100
Асфальт снятый 1428
Асфальтовая крошка 1500-1900
Асфальт песчаный 2200
Асфальтобетон 2000-2450

При расчётах сметы часто используют усреднённое значение веса куба асфальта. Среднее значение плотности асфальта — 1,2 тн/м3.

Зависимость плотности от веса

Как рассчитать массу асфальта

Зная определенную плотность асфальта, можно вычислить объем материала в соответствующем состоянии.

Это актуально в двух случаях:

  • При заказе асфальтобетонной смеси
  • При срезке асфальта

Давайте остановимся на них подробнее.

Масса асфальта при заказе

При покупке стройматериалов часто случается такая ситуация: вам известны размеры участка, который нужно заасфальтировать, но производитель или поставщик указывает цену за килограмм (или тонну). Особенно актуально это для холодного асфальта, который часто продается в мешках по 25, 30, 50 кг. А ведь АБС при уплотнении еще и уменьшается в объеме. Это тоже нужно учитывать.

Как же заказать правильное количество материала? Тут придется немного посчитать.

Для этого нужно знать:

  • Площадь асфальтируемого участка
  • Желаемую толщину покрытия
  • Насыпную плотность асфальта
  • Среднюю плотность асфальта

На основании этих данных можно посчитать количество материала двумя способами.

Обратите внимание, что во всех приведенных ниже формулах мы используем только килограммы и кг/м3. Если вы подставляете куда-то значение в сантиметрах (например, толщину слоя) , то и все остальные измерения нужно будет перевести в сантиметры и г/см3.

Способ 1 – это расчет через массу асфальтобетонного покрытия:

    Посчитайте объем готового покрытия по формуле:

Если вы не знаете, какой должна быть толщина асфальтового слоя в вашем случае, воспользуйтесь нашими рекомендациями ниже.

Значение средней плотности смеси после уплотнения вы можете узнать у производителя или поставщика асфальта, к которому планируете обратиться. Если же вы пока не знаете, какую именно АБС будете заказывать, можете взять примерные значения, которые мы приведем ниже.

Читайте также: Где применяют цемент М200 (м 200): технические характеристики, состав, расход материала

Насыпную плотность смеси вы также можете узнать у производителя или поставщика. Либо вы можете подставить примерное значение, которое мы приведем ниже.

Для упрощения расчетов вы можете воспользоваться нашим калькулятором.

Способ 2 – расчет через коэффициент уплотнения:

    Определите, насколько изменяется плотность АБС при уплотнении, по формуле:

Эти значения вы можете узнать у своего поставщика либо воспользуйтесь ориентировочными цифрами, которые мы приведем ниже.

Рекомендации по выборе толщины асфальта приведены ниже.

Он должен быть больше объема готового покрытия. Если он получился меньше – вероятно, вы перепутали местами среднюю и насыпную плотность в пункте 1.

Скорее всего, при заказе асфальта все это для вас рассчитает менеджер поставщика. Но знать, что к чему, тоже будет нелишним.

Если вы только прикидываете масштаб работ и еще не знаете, какой материал будете использовать, можете подставить в формулы примерные значения.

За значения насыпной и средней плотности можно взять такие цифры:

Вид асфальта Насыпная плотность Средняя плотность K
Асфальт крупнозернистый 1100 кг/м3 2300 кг/м3 0,48
Асфальт мелкозернистый 1300 кг/м3 2400 кг/м3 0,54
Асфальт песчаный 1500 кг/м3 2700 кг/м3 0,56
Асфальтовая крошка (срезка асфальта) 1700 кг/м3 2000 кг/м3 0,85

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту же таблицу в виде картинки:

Если вы не уверены, какой толщины покрытие вам нужно, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  • Для тротуара, пешеходной дорожки, площадки на участке – 4 см (0,04 м)
  • Для подъезда к дому, парковки, пола в гараже – 6 см (0,06 м)
  • Для верхнего слоя дороги – не менее 8 см (0,08 м)

В любом случае толщина слоя должна быть в 1,5-2 раза больше максимального размера зерен в смеси. Поэтому для благоустройства придомового участка лучше брать мелкозернистый асфальт с частицами не больше 2 см в диаметре.

Физико-механические параметры асфальтобетона

ГОСТ регламентирует определённые нормы, влияющие на качество дорожного полотна. Асфальтное соединение характеризуется техническими параметрами.

Асфальтобетон отличается от асфальта индивидуальными свойствами. В его смеси преобладают крупные фракции щебня, то есть улучшенный вариант. Асфальтобетон рекомендуется использовать на покрытии дорог с повышенной прочностью.

Значение плотности и вес 1 кубического метра зависит от песка, входящего в состав. Для сравнения в таблице приведены значения массы 1 м3 смеси.

Вид песка Вес, куб. м
Кварцевый 2200
Шлаковый 2350

Физические качества покрытия

Асфальтобетон в зависимости от размеров минеральных зёрен:

  • песчаный – не более 10 миллиметров;
  • мелкозернистый – не более 20 миллиметров;
  • крупнозернистый – не более 40 миллиметров.

Асфальт: исторические факты

На греческом языке «асфальт» означает «горная смола», а его добычей занимались еще древние египтяне и вавилоняне. Уникальные вяжущие свойства делали асфальт популярным материалом при покрытии поверхности стен сооружений, дорог, придания прочности посуде. А каким незаменимым был асфальт в кораблестроении! Ведь древние лодки и корабли, корпусы которых были пропитаны жидким асфальтом, приобретали исключительную влагонепроницаемость.
Интересно: сегодня на территории Северной Америки, бывшего СССР и Европы находятся природные месторождения асфальта. Самым древним источником асфальта считается Мертвое (или Асфальтовое) море.

Плюсы и минусы асфальтобетонной смеси

Дорожное покрытие, выполненное из асфальтобетона, имеет преимущества:

Читайте также: Сверла по бетону (для дрели или перфоратора): размеры и основные отличия алмазных сверл от победитовых, правила сверления

  • Бесшумность при движении автомобильного транспорта.
  • Отсутствие пыли в процессе эксплуатации.
  • Высокий уровень износостойкости.
  • Отсутствие сложностей в уходе и ремонте за дорожным покрытием.

Частичный ремонт дорог

Основными недостатками дорожного полотна из асфальтобетона являются:

  • В процессе эксплуатации возможны образования волн или сдвигов, трещин.
  • При незначительном увлажнении дорога становится скользкой.
  • Недостаток водостойкости приводит к шелушению поверхности.

Показатели асфальтного полотна

Материал определяется техническими характеристиками:

  • Водонасыщение — способность заполнения всей структуры влагой. Повышенный показатель характеризует пористость и плохое уплотнение асфальтного соединения.
  • Прочность покрытия характеризуется устойчивостью слоя, прочностью на изгиб, стойкостью перед образованием трещин. Дорожное полотно подвергается вертикальным и горизонтальным нагрузкам под действием автомобилей. При перепаде температур и выпадению климатических осадков на покрытии образуются трещины. Чаще это происходит в осенне-зимний сезон.

Устойчивость дороги изготовленной в зимний период

Асфальтобетон с гранитным щебнем имеет лучшие показатели по износостойкости, чем на основе известняка. В среднем за год износ слоя составляет от 0,3 до 1 миллиметра.

Сколько весит куб асфальтовой крошки?

Масса куба асфальтовой крошки составляет от 1,5 до 1,9 тонн.

Этот материал широко применяется для отсыпки дорог, поскольку обладает огромным преимуществом по сравнению с песком или щебнем – более плотной укладкой. В результате дорога с покрытием из асфальтовой крошки со временем практически ничем не отличается от асфальта.

Асфальтовая крошка получается путем переработки старого асфальтового покрытия и применяется для отсыпки дорог внутри дачных поселков, парковочных мест, а также в целях ремонта. Благодаря наличию битума крошка из асфальта обладает высокой устойчивостью к размытию и другим разрушительным явлениям.

К тому же, немаловажным фактором при использовании асфальтовой крошки является ее стоимость – почти в три раза меньше цены щебня! При этом такая низкая стоимость свидетельствует только о доступности и «беззатратности» получения этого удивительного материала. Достаточно просто измельчить старое асфальтное покрытие – и отличный материал готов.

При засыпании крошки из асфальта следует помнить о ее высокой плотности. Поэтому материал лучше наносить в место засыпки, не забывая о том, что крошка дает значительную осадку – из 30 см засыпанного материала после укатки может получиться всего 15 см. Так что только соблюдение этого простого правила гарантирует качественный ремонт дорожного покрытия.

Полная информация о характеристиках асфальта: плотность, объемный, удельный вес

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые отражают какие-либо характеристики. Благодаря этому гораздо проще сориентироваться при многообразии выбора, определив наиболее подходящую разновидность материала. Марка асфальта тоже отражает определенные характеристики смеси, однако с ее помощью не всегда получится сделать однозначный вывод.

«Марка асфальта показывает не уровень прочности асфальтобетонных смесей, а совокупность различных параметров и характеристик. Другими словами, марка асфальта не способна однозначно указать на уровень всех характеристик материала, однако может упростить совокупную оценку свойств асфальтобетонных смесей»

Это связано с тем, что асфальтобетоны классифицируются по множеству характеристик, а некоторые разновидности асфальта предназначены только для определенного типа покрытий.

Например, одна и та же марка асфальта может включать:

  • 1. Высококачественный асфальт, в состав которого входит не мене 50-60% щебня из горных пород, а также различные модификаторы для повышения качества. Такой материал применяют для устройства автомобильных дорог высоких категорий с высоким транспортным потоком.
  • 2. Песчаный асфальт, не имеющий в составе каменного заполнителя. Такой тип асфальтобетонных смесей не используется для асфальтирования автодорог, так как его характеристики не предназначены для сопротивления интенсивному транспортному потоку. Песчаные смеси применяют для устройства территорий для пешего передвижения, по которым не происходит движение транспортных средств.

Получается, что к одной марке относится и самая прочная разновидность асфальтобетона, и одна из наименее прочных, не подходящая для устройства автодорог. При этом марка асфальта все же отражает уровень качества материала, однако, только при применении в подходящих для данной разновидности условиях эксплуатации.

Перед тем, как заказать асфальтирование, рекомендуем ознакомиться с основными параметрами классификации асфальтобетона, что позволит подобрать оптимальную для определенных целей разновидность материала.

Что отражает марка асфальта

Марка асфальта может использовать несколько основных параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • Состав – отражает возможный вид основного материала;
  • Плотность – определяет уровень плотности/ пористости;
  • Принцип разжижения битума в составе – отражает требуемые условия при укладке;
  • Тип – указывает на процентное содержание в составе горных пород.

Подробнее об основных параметрах асфальтобетонных смесей написано после описания марок.

  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые щебеночные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.

Данные смеси могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

В зависимости от комбинации основного заполнителя, зернистости и плотности, асфальтобетоны 1-й марки могут применяться для устройства асфальтового покрытия различного назначения, а также укладываться на разных уровнях.

I марка асфальта подразумевает высокую стойкость к воздействию внешних факторов, если асфальтобетонная смесь используется по своему назначению.

  • Горячий щебеночный асфальт 1-й марки с высокой плотностью будет иметь в составе не менее 40% каменистого наполнителя, что обеспечит высокую прочность и возможность укладывать материал на автомобильные дороги любых категорий.
  • Пористые виды горячего и холодного асфальта с высоким содержанием горных пород будут оптимальным вариантом для внутренних слоев дорожного покрытия.
  • Песчаный асфальт данной категории оптимален для устройства пешеходных зон, однако возможны пересечения с песчаными смесями III марки.

Как правило, 1-я марка асфальта включает материалы, имеющие более высокую стоимость, в сравнении с аналогами 2-й и 3-й марок.

  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые песчаные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.

Данные смеси так же могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

Несмотря на то, что 2-я марка асфальта подразумевает среднее качество входящих в нее асфальтовых смесей, она является самой широкой и востребованной. Стойкость материалов к механическому и климатическому воздействию будет ниже, чем аналогов I марки, однако уровень все равно останется высоким.

Это связано с тем, что максимальные физико-механические характеристики требуются далеко не для всех типов покрытий. II марка асфальта широко используется для устройства обычных городских дорог и тротуаров.

Именно из асфальтобетонных смесей 2-й марки устроено большинство городских дорожных покрытий: автомобильные дороги, тротуары, площади и т.д.

II марка асфальта более бюджетная, в сравнении с аналогами I марки.

  • Плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д.

Несмотря на то, что такие смеси имеют высокую плотность, их прочность значительно ниже, чем у щебеночных и гравийных вариантов. Однако недостаток прочности может частично компенсироваться добавлением различных добавок.

Песчаная смесь может быть основана на обычном песке, а также на песке из горных пород. Второй вариант будет обладать более высокой прочностью.


Как рассчитать массу асфальта

Зная определенную плотность асфальта, можно вычислить объем материала в соответствующем состоянии.

Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

Асфальтовое покрытие состоит из множества компонентов, основным из которых является щебень. В зависимости от загруженности дороги для производства асфальта используются различные фракции этого материала, а также разный процент содержания в асфальтной массе. Все это, безусловно, оказывает непосредственное влияние на плотность асфальтобетона в т/м 3 , которая учитывается при расчете расходов на транспортировку материала, укладку или разборку.

Состав асфальта и его разновидности

Существует большое количество видов дорог для передвижения. Все они имеют разную нагрузку, именно поэтому качество покрытия колеблется в определенных пределах. Так, дороги могут быть предназначены:

  • Для пешеходов — тротуары, парки, скверы, площади, площадки для отдыха, пешеходные мосты.
  • Для велосипедистов — прогулочные дорожки в парках, вдоль трасс, велотреки на стадионах.
  • Для автовладельцев — двух-восьми полосные автострады, парковки, мосты.

Удельный вес и плотность асфальтобетона

Плотность покрытия для пешеходных дорожек отличается наименьшей величиной ввиду относительно небольшой нагрузки на квадратный метр. С увеличением нагрузки повышают содержание в асфальтобетоне укрепляющих материалов.

Существуют следующие разновидности асфальта в зависимости от их состава и происхождения:

Типы асфальтового покрытия отличаются составом, температурой укладки, твердостью и сроком эксплуатации. Например, часто укладывают так называемый холодный асфальт — с этим типом дорожного покрытия можно работать без предварительного разогрева. К тому же оно не нуждается в дополнительном техническом оснащении — такой асфальт не нужно укатывать, достаточно просто равномерно распределить по необходимому участку. Он производится из экологичных компонентов, включает в себя известняковый порошок, который служит отличным пластификатором.

Плотность асфальтобетона

Литой асфальт, помимо увеличенного количества природных пластифицирующих порошков, содержит еще и большое количество смолы повышенной вязкости, что делает его высококачественным материалом для укладки дорог. Он обладает высоким коэффициентом прочности, устойчивостью к воздействию воды и химических веществ, не разрушается под влиянием перепадов температур и обеспечивает хорошую сцепку колес. Кроме того, литое покрытие подавляет шумы и легко ремонтируется. Однако все эти положительные качества несколько уменьшает высокая цена оборудования для его укладки.

Горячий искусственный асфальт состоит преимущественно из щебня, для связки в нем используются сырые нефтепродукты. Такое покрытие требует обязательного разогрева и утрамбовывания специальными катками. Оно считается самым распространенным и используется для укладки нижнего слоя автострад государственного и регионального значения, а также для взлетных полос и других объектов с высокой нагрузкой.

Следующим слоем покрытия может идти крупнозернистый асфальт, включающий в себя крупную асфальтовую крошку, которую получают путем дробления старого дорожного покрытия. Он также имеет жесткую структуру и служит хорошей основой для мелкозернистого верхнего покрытия.

Асфальтогранулят и асфальтовая крошка используется для укрепления асфальтового покрытия вместо обычного щебня — эти материалы получают путем вторичной переработки, поэтому они намного дешевле.

Расчет плотности по таблице

Существует следующая классификация дорожной «одежды» в зависимости от типа покрытия, состава и удельного веса асфальтобетона. Таблицей можно пользоваться при расчетах необходимого количества для ремонта дороги или нового ее строительства.

Асфальтобетон

Вес асфальтобетона в зависимости от типа покрытия

Вид асфальтового покрытия Единицы измерения Вес в 1 м 3
Природный асфальт кг 1100
Литой асфальт кг 1500
Прессованный асфальт кг 2000
Асфальтобетон кг 2000−2450
Мелкозернистый кг 2330
Асфальтогранулят (черный щебень) кг 1600−1800
Асфальтовая крошка кг 1800−2000

В конструировании будущей дороги обязательно учитывается толщина накладываемого слоя покрытия, а также возможная усадка. Все эти величины контролирует государственный стандарт.

Устройство асфальтобетонных покрытий

Объемный вес асфальтобетона

При строительстве новой дороги нижний слой обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией для качественного сцепления с верхним покрытием. Его наносят в горячем виде не менее чем через 6 часов на застывший смоляной слой и укатывают при помощи катка.

При ремонте уже существующего дорожного покрытия его основание очищают от пыли обратной воздушной тягой или специальными моечными машинами. Если используется второй способ, то основание должно хорошо просохнуть перед дальнейшей обработкой битумной смесью. Далее производят выравнивание поверхности посредством нанесения слоя крупнозернистого асфальта при выбоинах глубже 6 см. Если требуемая толщина меньше, то используют мелкозернистый асфальтобетон. На мелких по площади повреждениях применяют асфальтораскладчик, а для крупных — асфальтоукладчик.

Часто высчитывают удельный вес асфальтобетонной смеси при разборке для того, чтобы асфальтный лом превратить в крошку различного размера и использовать ее для ремонта дорог. Для качественного исправления дорожных дефектов необходимо знать плотность и вес асфальтобетона в 1 м 3 как того, что используется для вторичного производства, так и основного, который ремонтируют.

Однако повторное применение демонтированного старого асфальта для полного настила дороги еще находится в разработке, пока практикуют только ямочный ремонт с использованием этого материала.

Объемный удельный вес асфальтобетона при разборке условно принимают равным 2,4 г/см 3 , что является довольно высоким показателем. Кроме того, повторное использование старого покрытия обеспечивает значительную экономию средств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: